Вторник, 19.03.2024, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Алешина Мария Максимовна и Кузьмина Людмила Павловна

Этот очерк был напечатан в районной газете «Муезерсклес» №6 от 19 февраля 2015 г.

                       К 60 – летию Ледмозерской школы

                        Две дороги две судьбы.  2

Продолжаем серию рассказов о педагогах Ледмозерской школы, чья жизнь в определённый отрезок времени была связана с деревней Кимасозеро

                                           Мария Максимовна Алёшина

О завуче Марии Максимовне Алёшиной у меня  остались такие впечатления и воспоминания: тактична, сдержанна, скромна, отзывчива, добра, всегда готова прийти на помощь.  Мне кажется, что никогда и никому она не сказала и не сделала ничего плохого.

Уже в двухтысячные годы, собирая с кружковцами материал о Кимасозере, у нас с Марией Максимовной было несколько встреч. И мы удивлялись её отличной памяти, она называла поимённо всех кимасозерцев, знала, у кого как сложилась судьба.

Эта наша встреча состоялась в последний месяц прошлого года, и вот что рассказала Мария Максимовна:

- Родилась я 24 июля 1950 года в деревне Кимасозеро. Отец, Агеев Максим Петрович, уроженец деревни Ногеуксы. Мать, Потапова Аксения Ивановна, родилась в деревне Минозеро.  Из рассказов родителей знаю, что до войны, кроме названных, в округе было много деревень: Чёлма, Барышнаволок, Ледмозеро, Вонгозеро, Контокки, Большое озеро, Бабгуба…  Когда началась Великая Отечественная война, жителей этих деревень эвакуировали, а дома сожгли.

 В начальных классах училась в Кимасозерской малокомплектной школе. Помню всех своих учителей. Моя первая учительница – Зоя Васильевна Вавулинская (фёдорова). Она учила нас два года, а потом вышла замуж и уехала. В третьем классе нас учила Сильва Михайловна Севастьянова (Никитина). Она по образованию филолог, но временно по семейным обстоятельствам жила с маленьким ребёнком у родителей. Через год уехала к мужу – военному.  Её отец, Никитин Михаил Антонович, был известный и уважаемый в районе человек, председатель нашего колхоза. Сергей Сергеевич Серко, тоже филолог, был направлен к нам из Надвоиц. Он учил нас в четвёртом классе. Всего лишь год проработал в нашей школе, но много успел сделать для неё, в том числе и по озеленению.

«Кимас» в переводе с карельского языка  означает «глухариный ток». В пору моего детства в окрестностях деревни глухариных токов было около девяти. Я их знала – старший брат брал меня с собой на охоту. А так, может быть, было и больше.

С пятого по восьмой класс училась в Тикшинской школе, жила в интернате. В нём жили ребята из ближайших посёлков: Тикшозерки, Хаудопорога, старого Ледмозера, Кимасозера, Муезерки… Всего около семидесяти ребят. Воспитателем у нас была Марта Ивановна Пяттоева, она же у девочек вела домоводство. Директор школы Татьяна Ефимовна Гаврилова постоянно приходила в интернат, интересовалась нашей жизнью.

На всю жизнь остался в памяти учитель математики Эро Петрович Юпилайнен, учителя русского языка и литературы Эльвира Васильевна Окатова и Тамара Фёдоровна Мунтиева, учитель биологии и химии Валентина Фёдоровна Ильина.  Это были настоящие учителя – добрые, внимательные, дающие отличные знания. Кроме того,  Валентина Фёдоровна вела у нас хор, с ней мы ездили на различные смотры, слёты, выступали в клубе. Под её руководством разводили и ухаживали за кроликами, много чего выращивали на пришкольном участке. С ней был посажен у школы дубок, не знаю, растёт ли сейчас.

Почему выбрала профессию учителя? Мама рассказывала, что мечтала быть учителем, её уже отправляли учиться в педучилище, но отец не отпустил. Своего отца я запомнила как хорошего рассказчика. Он собирал вокруг себя детей и рассказывал им сказки. Дети его всегда внимательно слушали – и мне это нравилось, хотелось, чтобы и меня дети слушали. Два этих факта и подтолкнули меня к тому, что после восьмого класса я поступила в педучилище. Училась четыре года. Старалась учиться только на «4» и «5», чтобы получать стипендию 20 рублей. Отец умер, когда мне было семь лет. Я видела, как маме тяжело. Как она работала! Днём в колхозе, а вечером на рыбалку, чтобы сделать запас рыбы. Держали корову, летом надо запастись сеном, а покосов хороших не было, собирали по кустам, вдоль рек. Выращивали картошку, на зиму заготавливали грибы, ягоды. Когда наш колхоз стал подсобным хозяйством Надвоицкого алюминиевого завода и стали платить деньги, я во время летних каникул старалась заработать себе на обувь, на одежду. Косила траву наравне со взрослыми, в совершенстве овладела этим умением.

 С моей мамой был такой интересный случай. Рано утром на двух колхозных лошадях она поехала в старое Ледмозеро – за сеном для колхоза. В дороге встретила лыжника, добиравшегося из Тикши в Кимасозеро. Вид у него был уставший, а путь предстоял ещё не ближний. Мама его пожалела и дала лошадь с санями. Он ещё спросил: «А вам ничего не будет?». Через некоторое время в республиканской финской газете появилась заметка с маминой фотографией. В ней были такие слова: «…Когда эта женщина всё успевает?! С утра ведь столько надо сделать, а она уже в пути». Оказалось, это был корреспондент республиканской газеты, издаваемой на финском языке, карельский писатель  Анти Тимонен.

Во время учёбы в педучилище я занималась в хоре, посещала музыкальный и изолекторий, лыжную секцию, много читала.

После окончания учёбы в педучилище по распределению была направлена в Тумбскую восьмилетнюю школу. Через год поступила на заочное отделение пединститута по специальности « учитель математики». Почему математики? Всегда любила этот предмет.  Здесь же, в Тумбе, встретилась со своим будущим мужем, Николаем Васильевичем, он там жил с родителями.

Через четыре года меня перевели в Ледмозерскую среднюю школу, дали вести уроки математики в старших классах  и классное руководство в пятом классе  – это в будущем выпускники 1980 года. В той параллели было более девяноста учеников, три больших класса, среди них много ребят, сильных в математике, а именно: Козловский Аркадий, Молош Сергей, Жуковец Таня, Алёхно Миша,  Балацун Таня, Пискарёв Анатолий, Лихорай Таня, Пяскин Иван, Липская Таня, Жалейко Люда, Богдан Саша, Саливоник Таня и другие».

(В районной газете «Авангард» №25 от 26 февраля 1974 года о Марии Максимовне писали так: «Мария Максимовна Алёшина – преподаватель старших классов Ледмозерской средней школы. Являясь классным руководителем, она добилась среди учащихся класса лучшей успеваемости в школе. Успеваемость учеников её класса – 98 процентов». Т.Ч.)

«Два года исполняла обязанности заместителя директора по учебно – воспитательной работе, а с 1980 года переведена на эту должность постоянно.  В школе учились более пятисот учащихся. На завуча были возложены большие обязанности, отчёт содержал шестьдесят четыре пункта. С директором школы Николаем  Ивановичем Колобовым работать было интересно, хотя и трудно. Старались организовать работу так, чтобы росло методическое мастерство учителя.  Учителя использовали технические средства обучения (графопроектор, кодоскоп и другие), активно проходило оформление кабинетов, пробовали новые учебные программы. Был костяк сильных педагогов, хорошо работали методические объединения учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы.  В 1985 году опыт работы нашего коллектива по теме «Комплексное использование технических средств обучения в учебно – воспитательном процессе» отмечен в республике. Что интересно, раньше больше говорили об обязанностях учителя и почти не говорили о его правах. Учитель не называл зарплату, никто её и не знал. Работали на совесть, добивались хороших результатов в обучении учащихся. С ностальгией вспоминаю то время.

Мы с мужем родили и вырастили сына и двух дочерей. Девочек он баловал, а к сыну относился более строго. Сын и старшая дочь успевали и по хозяйству мне помочь, и посещать занятия различных кружков. Между ними были распределены домашние дела.

Затем по разным причинам оставила работу завуча и в последующие годы работала воспитателем в интернате, учителем начальных классов.

  А в девяностые годы власти вспомнили, что мы живём в Карелии, что есть карельский язык. Был непродолжительный всплеск интереса  со стороны министерства образования к тому, чтобы в школах изучался язык коренных жителей. Жаль, что сделано это было поздно. Перепись населения показала, что карелы в нашей  республике составляют около десяти процентов населения.

Мне, чистокровной карелке, предложили вести факультатив карельского языка в начальных классах, одно время был такой и в старших классах. Учебника сначала не было, а потом появилась «Азбука», автора – Пётр Мефодьевич Зайков, доцент Петрозаводского госуниверситета.

Трижды была на курсах в Финляндии, а также в Кеми, Калевале, Костомукше, Коткозере. Решила оформить комнату карельского языка, утварь была в основном моя. Надежда Моисеевна Буракевич, жительница нашего посёлка, принесла  салфетки и полотенца с карельской вышивкой. Занятия проводила в этой комнате, дети интересовались, просили рассказать о назначении каждого экспоната, о жизни карел.

Если говорить об успехах, то они были очень скромные. Карельский язык давался детям очень трудно, так как нет социума, дома старшие не говорят по - карельски. Поздно хватились, нет бабушек, дедушек, с которыми бы внуки осваивали, закрепляли изученное в классе.  Хочу назвать фамилии нескольких моих бывших учеников - Лену Бондаренко, Валеру Каргина, Надю Кузьмину - им нравилось заниматься, я видела их интерес и желание научиться говорить и читать на карельском языке. На моих занятиях они получили азы, это помогло им в дальнейшем освоении финского языка. К примеру, Лена и Валера несколько лет жили в Финляндии.

На пенсию вышла в 2007  году. С Кимасозером связи не теряю, там у нас дача. Раньше, когда была жива старшая дочь Ольга, то засаживали огород, лето проводили там. Сейчас остались только ягодные кусты, летом езжу туда каждый год, тянет на свою малую родину.

Вы спрашиваете о кимасозерских ребятах.  Многие из них добились успеха, выбились в люди, молодцы.

О чём жалею? Конечно, я не думала, что жизнь так сложится. Жалею о том, что мои старшие дети, сын и дочь, а также муж, мало прожили, Трудно внукам, особенно старшим. Сейчас болит душа за них, как сложится их жизнь.

Что огорчает? Живу по принципу: «Не зли других и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись, будь поумнее – улыбнись!»

Что радует? Спасибо богу, что сама справляюсь с бытовыми трудностями. Радует, что в моём окружении есть нормальные, душевные  люди, которые, зная о моём положении, помогают. Я благодарна  Галине Трифоновой, Любови Сиговой, Лидии Госкоевой и многим другим, которые предлагают свою помощь, спрашивают, что надо, чем помочь. Конечно, много чего хотелось бы сделать, но живу, как получается.

Дочь Ксения живёт в Санкт – Петербурге, получила профессию юриста, замужем, растит сына. А всего у меня пять  внуков – и одна внучка - значит, жизнь продолжается».

Я удивляюсь и приветствую оптимизм Марии Максимовны: жизнь преподнесла ей много бед и испытаний, но она стойко держит удар и не сдаётся. 

                   Людмила Павловна Кузьмина

«Родилась я 25 октября 1953 года в селе Укокорино Кондопожского района КАССР. Отец родом из Белоруссии, мама - из – под Тамбова, в Карелию приехали на лесозаготовки. В семье нас, детей, было шестеро детей – три девочки и три мальчика.

В 1961 году пошла в школу. Мою первую учительницу звали Клавдия Васильевна Фещенко. В школе мне всё было интересно. Училась только на «4» и «5», в средних и старших классах любила математику, литературу, историю. И вообще, нравилась школьная жизнь. Была пионеркой, комсомолкой. С удовольствием занималась в биологическом  и драматическом кружках, регулярно совершали с классом лыжные и пешие походы, участвовали в военизированных играх.

После восьмого класса поступила в Петрозаводское педучилище № 1 на «пионерское» отделение, специальность учителя начальных классов и пионервожатой. Учиться нравилось. Кроме того, увлекалась парашютным спортом, лёгкой атлетикой. Неоднократно защищала честь группы на различных соревнованиях. Любила ходить в театр, в кино.

После окончания педучилища  сразу же поступила на заочное отделение Карельского государственного педагогического института на естественно – географический факультет.

В Кимасозере я с 1973 года. Деревня на первый взгляд показалась старой и глухой, но постепенно я увидела, что история её очень интересная, что много людей приезжает посмотреть это историческое место. У взрослых была работа, так как функционировали предприятия: химлесхоз, лесхоз, подсобное хозяйство, были клуб, библиотека, почта, магазин.

До меня в школе учительствовала Нина Михайловна Агеева (в замужестве Туманова). На тот момент она только что вышла замуж и хотела уехать, так что я оказалась здесь кстати. В школе было семь учеников: пять - в третьем классе и два - во втором). Вот фамилии некоторых из них: Агеева Таня, Антропов Петя, Мунтиева Таня, Агеева Люба. Год отучились в старом здании школы, а на следующий год перешли в новое. Мы занимали одну половину двухквартирного дома, в другой был музей. В школе были созданы необходимые  условия для проведения уроков, для занятий физкультурой, кружковой работы. Старалась, где возможно, использовать краеведческий материал.

В музей, и вообще в деревню, приезжали работники райкома партии и обязательно заходили в школу, интересовались школьной жизнью. Встречалась с Тойво Вяхя, участником легендарного лыжного похода, инициатором создания музея имени Тойво Антикайнена в Кимасозере и обелиска в Барышнаволоке. Он приезжал в деревню несколько раз. Переписывалась с Валентиной Ивановной Оленевой (в замужестве Мининой), младшей дочерью Ивана Васильевича Оленева, замечательного педагога, краеведа, который десять лет жил в Кимасозере и обучал детей в училище имени Михаила Тарасовича Минина. Об училище, об И. В. Оленеве и его семье и о многом другом описано в книге Юрия Петровича Власова «Северная баллада», изданной в 1989 году.

Жители Кимасозера - очень доброжелательные и гостеприимные люди. Всегда посадят за стол, угостят. Молоко покупала, а рыбой и икрой всегда угощали. Вышла замуж за местного жителя - Виктора Петровича Кузьмина, жили с его родителями. Со свёкром Петром Никифоровичем и свекровью Ульяной Михайловной жили дружно, они помогали нам растить дочерей. Свекровь  была золотым человеком, очень уважительная, внимательная, добрая. Больше таких женщин я в своей жизни не встречала».

(Людмила Павловна пользовалась уважением учащихся, их родителей, жителей деревни. Все видели, что молодая учительница любит детей, имеет к ним подход, и дети её любят. Скромная, добрая, уравновешенная, исполнительная, доброжелательная, а ещё - очень красивая. Жители деревни избирали её депутатом поселкового Совета.- Т,Ч.)

«Ну, а потом постепенно закрылись все предприятия, детей становилось всё меньше и меньше – закрыли и школу. И мы в 1984 году переехали в Ледмозеро. Муж работал в дорожном участке, а я устроилась в школу. За последующие двадцать шесть лет, до выхода в 2010 году на пенсию, работала воспитателем в группе продлённого дня, учителем начальных классов, учителем географии, занималась с учащимися индивидуально.

Я довольна, что всю жизнь проработала в школе, так как не представляю себя где – то на другой работе, мне всё было интересно.

Сейчас на пенсии, живу одна, мужа не стало в 2002 году. У нас три дочери, две из них живут в Санкт – Петербурге, третья с семьёй - в Костомукше.

Чем занимаюсь? Читаю, общаюсь с коллегами, жду, когда приедут дети, внучка. Лето люблю проводить в Кимасозере, люблю рыбачить, любоваться природой в окрестностях деревни».

За свой многолетний добросовестный труд Людмила Павловна награждена значком «Отличник народного просвещения».

Я благодарю своих бывших коллег за общение, беседу, откровения и от всей души желаю здоровья, терпения, удачи и только положительных эмоций.

                                                                                                                            Т. В. Черенко    Пос. Ледмозеро        Фото автора

 

 

 

 

 

 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0