Меню сайта
Поиск
|
Толкач Мария АлександровнаЭтот материал был напечатан в районной газете «Муезерсклес» №14 от 14 апреля 2016 г. Выбор по зову сердца Мария Александровна Толкач, учитель математики, моя коллега. Педагог с большой буквы, она сорок два года дарила детям свою любовь, тепло и. конечно же, глубокие знания. За свой многолетний добросовестный труд она награждена орденом Трудовой Славы 3 – й степени, медалью «Ветеран труда», Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, Почётной грамотой Министерства образования Республики Карелия, имеет звание «Старший учитель». Сейчас она на заслуженном отдыхе. В середине марта я беседовала с Марией Александровной Толкач о её жизненном и педагогическом пути.
- Мария Александровна, расскажите, пожалуйста, о своих родителях, где вы родились, где учились в школе? - Родилась я 12 марта 1948 года в Брестской области Белоруссии. В семье было семеро детей, я самая младшая. В 1953 году родители завербовались в Карелию, но поехали сначала по разным причинам не все. Мама осталась в Белоруссии, а отец и четверо детей, в том числе и я, уехали в Тикшу. Старшему брату исполнилось 19 лет, и он ушёл в армию. Одна из сестёр была определена в третий класс. Ей после учёбы в белорусской школе поначалу было непросто, но ничего справилась. Другую сестру взяли в первый класс. Скоро приехали мама с братом. В школу я пошла через год, когда мне исполнилось шесть лет. Тогда в школе выдавали новые учебники. Мне так хотелось получить учебники, ходить в школу, как мои сёстры, заниматься! Первоклассников в тот год было два больших класса. В третьем классе нас рассортировали на два параллельных класса, в один отобрали тех учеников, которые знали карельский или финский языки. Помню, что в третьем классе нас учил Александр Иванович Овчинников. Класс у нас был дружный. Учителем математики и классным руководителем некоторое время у нас был Эра Петрович Юпилайнен. В некоторой степени и он повлиял на мой выбор в будущем профессии учителя математики. Хотя любимый предмет у меня был русский язык и литература. Любовь к чтению, литературе, я думаю, мне привили Тамара Фёдоровна Мунтиева и Эльвира Васильевна Окатова, которые вели у нас в разные годы эти уроки. Тикшинская школа была тогда восьмилетней, и заканчивали среднюю школу мы уже в Ругозере, жили там в интернате. Дружными были и до сих пор с одноклассниками общаемся, связи не теряем. - В педагогику вы пришли по зову сердца или по совету родных? - Родные мне ничего не советовали. Решили с подругой поступать в пединститут на физико – математический факультет, отделение математики. Тем более что математика мне нравилась. В 1968 году окончила учёбу в институте и по распределению была направлена в Ледмозерскую среднюю школу учителем математики. Родители к тому времени уже тоже переехали в этот посёлок… С теплом и грустью вспоминаю годы работы в школе. Кажется, было совсем недавно, а так быстро всё промелькнуло! - Как вам работалось с детьми, с коллегами? - Мой педагогический стаж составляет сорок два года. С 2010 года я на заслуженном отдыхе. Как работалось? По – разному. Многое, ведь, зависит от учеников, от их отношения к предмету. Обычно в классе есть ребята, которым нравится самим докапываться до истины, решить и объяснить свой способ решения. Приятно видеть их умные глаза. И есть ребята равнодушные к математике – с ними сложнее. Тогда многое зависит от опыта учителя, его умения заинтересовать их своим предметом. У нас в школе сложился сильный состав учителей математики. Мы всегда помогали друг другу, делились опытом, посещали уроки. Я чувствовала себя комфортно и знала, что коллеги помогут, исправят, подскажут. - Какой педагогический приём вас никогда не подводил? - Все дети разные: с математическим складом ума и гуманитарным, дисциплинированные, исполнительные и не совсем. В школьной жизни обязательно всякое бывает: порой возникают недопонимание, обида, недоразумение. Но что бы ни случилось, считаю, что всё можно решить, уладить при желании и ребёнка и учителя. Возникшую проблему надо проговаривать, не откладывать, не усугублять. Я всегда старалась вселить в ученика веру, что у него всё получится. Ну и конечно опиралась на помощь родителей. - Какие качества вы ценили в учениках? - Доброту, честность, справедливость. - У вас было несколько выпускных классов. Что вы своим подопечным желали взять с собой в дорогу? - Доброе отношение к людям, которые окружают и будут их окружать, здоровья и душевного равновесия, критичное отношение к себе. Чтобы их жизненная дорога была прямой и ровной, а если и встретятся «ухабы», пусть они будут небольшими. - Чем вы любили и любите заниматься в свободное время? - Люблю читать, гулять по лесу, наблюдать за природой. Очень нравится путешествовать, узнавать новое, неизвестное, встречаться со старыми друзьями. В первые годы моей работы в школу приезжало много молодых специалистов. Мы тесно общались, проводили вместе свободное время, и со временем сложился свой круг друзей. Были общие интересы, увлечения. Весело было и интересно! Большинство из первых друзей отработали положенные три года и уехали, но вот с учителем физкультуры Ниной Андреевной Никитиной и учителем физики Стеллой Григорьевной Качаловой мы общаемся, встречаемся до сих пор, хотя одна живёт в Эстонии, другая в Медвежьегорском районе. Заранее договариваемся о месте и времени встречи. Нам есть что вспомнить, о чём поговорить. - Ваше жизненное кредо? - Ни один труд не проходит даром. Не пройдёт даром и твой. Я от всей души хочу пожелать Марии Александровне здоровья и оставаться такой же доброжелательной, жизнерадостной, активной путешественницей, верной старым друзьям.
Тереза Черенко (наш внештатный спецкор) Фото автора Пос. Ледмозеро
|
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |