Вторник, 19.03.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Семья Пяскиных

Этот материал был напечатан в газете «Муезерсклес» № 43 от 2 ноября 2017 г.

Галина, Вера, Иван ПЯСКИНЫ:

СВЯТО ЧТИМ ЗАПОВЕДЬ РОДИТЕЛЕЙ - ДЕРЖАТЬСЯ ВМЕСТЕ

Хочу рассказать о большой семье ПЯСКИНЫХ – Елене Степановне Пяскиной, Вацлаве Ивановиче Стасевиче, и их детях, выпускниках Ледмозерской школы. Вера, Галина и Иван сейчас живут в разных городах и даже странах, но душой – всегда вместе.

Вера: «Наша семья жила в Медвежьегорском районе. Мама родом из Заонежья, работала продавцом в посёлке Немино. Папа родом из Белоруссии, был водителем лесовоза, автобуса в лесопункте. В сентябре 1968 года мы переехали в осёлок Ледмозеро. Папа сказал, что дети должны ходить в среднюю школу, а посёлок Ледмозеро – новый, строящийся. Галя пошла во второй класс, я – в первый, а Ваня с мамой на работу, так как мест в детском саду не было. Мама до выхода на пенсию поработала кочегаром в котельной, заведующей общежитием, завхозом, а отец был водителем автобуса, доставляя лесорубов на делянки.

- Расскажите, пожалуйста, о своей маме.

Вера: «Мама родилась в 1923 году. С апреля 1942 года по май 1945 года была минёром, вольнонаёмной. Девичий баталон, в состав которого попала наша мама, разминировал Медвежьегорск и подходы к Повенецким шлюзам. Работа эта сложная и опасная, требует хороших знаний, мужества, а главное - самообладания – минёр ошибается один раз. До конца семидесятых годов информация об участии молодёжи от 16 лет до 20 лет в разминировании территории Карелии не разглашалась, и эти мужественные люди не были приравнены к званию «Ветеран войны». С 1977 года мама ездила на марш ветеранов, освобождавших Медвежьегорск и Повенец.

Наша мама действительно уникальный человек! Родить троих детей почти в сорок лет! Не жалуясь на здоровье, быть терпеливой, заботливой, любящей во время нашего становления и даже тогда, когда мы стали «большими» детьми. Мама у нас была человеком активной жизненной позиции. А ещё, мы помним, и по жизни руководствуемся её словами: «Всегда к людям относись так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе. Надо быть открытой к людям. Если ты много отдаёшь, то и много получаешь взамен».

- Каким был отец?

Вера: «Отец жил в Белоруссии. Подростком перенёс все ужасы оккупации. Его рассказы мы хорошо помним. Папа был спокойным, уравновешенным, очень пунктуальным, где – то даже дотошным. Он ни разу не повысил голос, ни разу не поднял руку на нас. Мы всегда прислушивались к его мнению, хотя в душу к нам он не лез, а ждал, когда мы спросим его совета, и отказа в помощи никогда не было».

Ваня: « Отец с детства брал меня на рыбалку, за ягодами. Кстати, Вере тоже отказа не было. Он дал нам навыки выживания в лесу, учил колоть дрова, выполнять другую «мужскую» работу по дому. Всегда поддерживал мое занятие лыжами. Представьте, у человека всего один выходной, а он на мою просьбу отвезти на соревнование в Муезерку, или в Тикшу именно в воскресение спокойно соглашался и вёз нашу шумную компанию. Только сейчас понимаешь, что именно так поступают настоящие отцы – меньше слов, больше дела».

 

- Какие воспоминания остались о школьных годах?

Галина: «У нас были самые лучшие учителя: В. П. Волк, М. А.Толкач, Т. Н.Зиновьева, Л. М. Спиридонова, Р. А. Сергеева. А также наши классные руководители, которые на определённом этапе обучения оставили свой след в моей жизни: Валентина Ивановна Пенькова (Базина), Галина Фёдоровна Пивоварова. Это наши школьные дела, которые формировали классный коллектив, нас как личностей, и оставили большой след в жизни. И, конечно, это мои одноклассники: дружные, весёлые, заводные как на хорошие дела, так и на дела «не очень», иногда жестокие. Я дорожу своей школой и отношениями со своими одноклассниками, ценю своих учителей, которых сейчас уже можно назвать коллегами, знаю смысл и цену школьной дружбы, получаю море позитива от встреч с одноклассниками. Многие из одноклассников поддерживают меня в трудные минуты моей жизни. У меня есть две школьные подруги, которые идут со мной по всей моей жизни».

Вера: «Мою первую учительницу звали Зоя Васильевна Голубева, в классе у нас было 42 ученика. А в третьем классе у нас поменялся учитель, так как Зоя Васильевна стала директором школы. Об этом периоде жизни, когда нас учила Елизавета Григорьевна Никкина, у меня остались самые яркие воспоминания. Она любила прямо в тетради писать красными чернилами рекомендации. Жаль, что у меня не сохранилось ни одной тетради. Сначала я получала «3», потом эта тройка превращалась в «3 +», потом в «3 ++», в «3 +++» и, наконец, тоненькую «4» и так далее. Елизавета Григорьевна никогда нас в классе ни с кем не сравнивала, а показывала, как я расту лично. Кстати, этот приём я использовала в будущем в своей педагогической практике. Она из меня, своенравной, упрямой девчонки, сделала человека, которому захотелось учиться, и, главное, легко стало учиться. Она учила нас всего год, но на всю жизнь остались воспоминания, как мы пели, танцевали, читали стихи, и причем, всем классом. Участвовали в концертах, которые тогда устраивались в Доме культуры на праздники.

В 5 – ом и 6 – ом классах классным руководителем у нас была молодая учительница пения, а с 7 – го класса - Мария Александровна Толкач, она же у нас вела математику. Она сплотила наш класс, мы много времени проводили вместе во время походов, сборов, вечеров, праздников, комсомольских собраний, сбора макулатуры и металлолома. Наш класс активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Что бы сейчас ни говорили, но комсомол сплачивал ребят, учил делать добрые дела, прививал трудолюбие. У Марии Александровны я училась искренности отношений, открытости, и…математике.

Лилия Ивановна Колобова, учитель русского языка и литературы, научила читать, а не прочитывать произведение. Насколько были интересны и разнообразны её уроки: урок – суд, урок – беседа, урок – диспут, когда ученик имел право и мог высказать своё мнение по любому факту или литературному герою. Как мудро она поступала, чтобы заставить ученика прочитать произведение! Каждый ученик получал индивидуальное задание, ему надо было рассмотреть литературный персонаж с какой – либо одной стороны, будь то одежда, поведение в разных ситуациях, любовь, взаимоотношения между героями... Нужно было перелопатить всё произведение, чтобы выстроить рассказ по заданной теме. Вся книга была в пометках и закладках.

Раиса Алексеевна Сергеева, учитель географии, повлияла на мой выбор профессии. Она учила нас отбирать материал, анализировать с разных сторон и делать вывод. Это умение важно везде. Потом оказалось, что география – это не описательный предмет, а наука со сложными логическими законами. И это всё я поняла благодаря Раисе Алексеевне.

Учитель химии Тамара Николаевна Зиновьева учила самостоятельности, умению искать знания, находить ответы на возникающие вопросы. Она убеждала нас, что в химии есть логика и законы».

Ваня: «Я с четвёртого класса занимался спортом. И эту любовь привили учителя физкультуры и тренеры детской спортивной школы: Валерий Михайлович Катричко, Валерий Евгеньевич Савин, Иван Иванович Торкель».

 

-В детстве вы кем мечтали стать?

Галина: «В детстве играла в школу, в школе, мечтала быть учителем. Мечта сбылась!»

Вера: «Сначала мечтала стать геологом, потом журналистом. Получить профессию журналиста можно было в Ленинграде, но для семьи это было сложно. Никто мне не подсказал, что к этой профессии можно идти шажочками. Тесты на профессиональную пригодность показали, что главная сфера деятельности, где могу достичь успехов – «Человек – Человек», значит, не ошиблась».

Ваня: «Мне нравилось заниматься спортом, и не только лыжами. Баскетбол, волейбол, теннис, лёгкая атлетика… И кем быть с таким разнообразием видов спорта можно мечтать? Конечно, что-то связанное со спортом!»

 

- Как сложилась ваша дальнейшая жизнь?

Галина: «После окончания школы поступила в Карельский педагогический институт на физико – математический факультет. Моя педагогическая практика на 5 курсе проходила на базе своей родной школы. Моим наставником и руководителем практики была Катричко Тамара Ивановна, которая в ходе практики дала мне возможность быть достаточно самостоятельной, показала все грани моей будущей профессии и классного руководства. Окончив институт, начала работать учителем математики в Вегарусской основной школе. С 1988 года начался мой стаж управленца: в начале заместителем директора, а затем директором этой школы. Жизнь вносит коррективы. В связи с закрытием образовательного учреждения в 2004 году предложили возглавить Суоярвскую среднюю школу. Первые два года было нелегко: большая школа, сформировавшийся коллектив. Но сейчас всё позади. И, наверно, об этом уже не помнишь. Я люблю свою работу, мне хочется, как любому руководителю, сделать своё учреждение лучше.

Сейчас моя семья – это сын Артём ,он закончил экономический факультет Петрозаводского госуниверситета, работает по своей специальности в администрации г. Петрозаводска, невестка Лиля, учитель – логопед, и мой внук Демид, которого я очень люблю. Конечно, моя семья невозможна без моих близких и родных брата и сестры – семьи Цымалых и Пяскиных».

Вера: «Педагогический институт, естественно – географический факультет. Два года подряд, на четвёртом и пятом курсах, на педпрактику меня отправляли уже преподавать по вакансии. Вышла замуж за Александра Николаевича Цымалого, нашего земляка, офицера пограничных войск. Советско-иранская граница, Сухумский отряд, российско – эстонская граница. Работа – «жена военнослужащего», преподавание в четырёх школах. Двое детей – Дарья и Елена (мои девочки – дочечки – моя опора, особенно сейчас), их половинки – мужья Аким и Евгений, мой самый любимый мужчина - внук Платон. А ещё самые любимые семьи моей сестры Галины и брата Ивана – на сегодняшний день это моя семья. Галечка не просто моя сестра, а по жизни мой самый большой друг. Её мнение играло и играет для меня определяющую роль, так как моя сестра высоконравственный, образованный, искренний, внимательный, любящий людей человек. Ванечка наш младшенький, и с Галей мы его всегда баловали. Ведь не вырос же эгоистом! А? Добрый, внимательный, открытый, скромный, умный, понимающий. Мы все его очень любим».

Иван: « После службы в армии учился в Петрозаводском пединституте на факультете физического воспитания, затем несколько лет успешно работал учителем физкультуры в Ледмозерской средней школе. Начались девяностые годы, другие времена. Надо было создавать собственную семью, благоустроенную квартиру не давали и на очередь не ставили, так как жил с родителями. Решил поменять жизнь, ушёл из школы, уехал в Петрозаводск и занялся бизнесом. Начал с малого, сначала грузовыми перевозками, а затем и пассажирскими. Женился на Оле Кангас, нашей выпускнице. Сначала снимали квартиру, а со временем обзавелись собственной. Двое детей, дочь Анастасия и сын Степан. Шесть лет назад с семьёй переехал в Финляндию, там уже жили тесть с тёщей, другие родственники жены. Занимался на курсах финского языка, пытаюсь обзавестись знакомствами, год назад создал собственную фирму. Связь с родным посёлком, с Карелией, как и со спортом, не теряю: в составе ветеранской команде Муезерского района по футболу принимаю участие в районных и республиканских турнирах».

- Как считаете, в профессии вы состоялись?

Галя: «Да. У меня есть любимая работа, большая и дружная семья, надёжные друзья, приятели и коллеги, которые меня уважают.

Мои награды – грамоты и благодарности Министерства образования Республики Карелия, звание «Отличник народного образования», лауреат «Человек года Республики Карелия 2000», Почётная грамота Суоярвского района... Но это не главное!»

Вера: «Наверное, да. Большую часть педагогической деятельности я работала в общеобразовательной школе № 46 Петрозаводска. Мне повезло с руководителями, давали «зелёную улицу» во всём. Хочешь работать по новой программе – пожалуйста, нужен компьютер – пожалуйста, нужна интерактивная доска – пожалуйста… Ученики постоянно участвовали во всевозможных проектах, олимпиадах по географии на уровне города и республики, входили в десятку призёров. Были и такие годы, когда становились победителями и занимали призовые места. Последние три года в старших, профильных, классах преподавала экономику. Ребята на научно – практических конференциях защищали работы по географии и экономике. Три выпуска полных.

Награды? Лауреат республиканского конкурса «Учитель года» в номинации «Классный руководитель», награждена знаком « Отличник народного образования РФ», Грамотами отдела образования города Петрозаводска, Министерства образования Карелии. Галя сказала: «…это не главное!». Я согласна: можешь быть учителем с высшей категорией, и даже «заслуженным - перезаслуженным», но, если тебя не помнят ученики, я глубоко в этом убеждена, ты, как учитель не состоялся».

- Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли вы с этим?

- Конечно, нет. Дети в любом поколении – всего лишь дети. Просто они другие, потому что время другое. Главное, что должно остаться неизменным, и это идёт из семьи во все времена, порядочность и нравственная чистота».

 

- Чем вы объясните тот факт, что вы все трое детей из одной семьи выбрали профессию учителя?

- Для наших родителей учителя были кладезем мудрости, знаний. И это уважение к учителю было беспрекословным. Мы не помним, чтобы дома обсуждали учителя, его требования. Стиль общения в семье, огромное количество друзей, умение общаться было привито нам с детства».

 

- Что для вас значат слова «семья, родительский дом»?

- Если вспомнить, сколько наши родители вынесли и вытерпели во время войны, да и в послевоенное время, то удивляешься, как они сохранили душевность, умение сопереживать и радоваться жизни, умение слышать и слушать душой!? Может, суровое время и повлияло на то, что родители наши были скупы на «обнимашки», как сейчас говорят, но это никак не повлияло на то, что мы ежечасно ощущали их поддержку и любовь, они нам доверяли без всяких условностей – просто глядя в глаза. Никогда, не взирая ни на какие события, они ни словом, ни взглядом не усомнились в нас. А это дорогого стоит. Родительская любовь, построенная на доверии, выработала в нас иммунитет искренности, открытости, доброты к людям, независимо от возраста, статуса, нравственных устоев.

Мы всегда стремились домой. И даже сейчас, когда нам уже за пятьдесят, приезжаем в ледмозерский дом, где мало что изменилось после того, как не стало родителей. Это НАШ ДОМ, где было не богато и сладко, а уютно и радостно. По-прежнему, нам хорошо вместе в нашем доме, потому что свято чтим заповедь родителей – держаться вместе. Мы и держимся.

СЕМЬЯ ПЯСКИНЫХ… Таких семей, со своим укладом, традициями очень много в Ледмозере, Карелии, России. Но для детей Елены Степановны и Вацлава Ивановича их семья – единственная, любимая, неповторимая. Я от всей души желаю всем членам этой семьи здоровья, благополучия, счастья. И спасибо, что приезжаете на встречи выпускников - это очень приятно, что не забываете родную школу.

 

Тереза ЧЕРЕНКО  п. Ледмозеро

Фото из семейного альбома Пяскиных.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0