Суббота, 27.04.2024, 13:09
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Макаевы-железнодорожники

Этот материал был напечатан в газ. «Муезерсклес» №30 от 4 августа 2022 г.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВСЕЛЕННАЯ МАКАЕВЫХ

Безопасное движение пассажирского и грузового транспорта обеспечивают специалисты разных служб: дежурные по станции, работники дистанции пути, сигнализации и связи. Приёмосдатчик занимается контролем погрузки  лесозаготовительных предприятий. Грузовые перевозки осуществляются тепловозами, управляют  ими машинисты.

В Ледмозере живут три семьи МАКАЕВЫХ, из них пятеро работают или работали на железной дороге, которая стала их жизнью и судьбой. Накануне Дня железнодорожника я побеседовала с машинистом тепловоза Шамилем Хасановичем МАКАЕВЫМ.

                         

- Шамиль Хасанович, расскажите, пожалуйста, немного о своих родителях.

- Мой отец, Хасан Махмудович, на военную службу призывался с Кавказа. Это был 1974 год. Учебный полк находился в Пушкино Ленинградской области. Отец написал рапорт с просьбой, чтобы после «учебки» его направили служить на БАМ -  всесоюзную стройку Байкало – Амурскую магистрали. Отцу ответили, что отправят на «маленькую БАМ». Так он  оказался на строительстве  ветки Ледмозеро – Костомукша, где он продолжил службу в железнодорожных войсках. Гарнизон располагался в Ледмозере. Палатки, в которых жили воины - железнодорожники, находились рядом с посёлком. Строили железную  дорогу  мостовики, минёры, машинисты, две путейские роты. В одной из них служил мой отец. Он вспоминал, что среди  рот было соревнование, и его рота заняла первое место.

Здесь же отец познакомился с моей будущей мамой - Ниной Николаевной Беловой. Она получала профессию медицинской сестры в Петрозаводском медучилище, а на каникулы приезжала к родителям в Ледмозеро. После окончания медучилища её направили на работу в Суккозеро.

Отец демобилизовался и приехал в Суккозеро. Они поженились. Здесь же родился мой старший брат. Отец работал кондуктором на железной дороге. В 1981 году семья переехала в Ледмозеро. Тогда много семей железнодорожников из Суккозера переехали сюда, так как для них было построено благоустроенное жильё – два пятиэтажных дома.

Мои родители - ветераны труда. Отец работал механиком на железной дороге. В 2015 году вышел на заслуженный отдых. Его общий трудовой стаж - 38 лет. Мама работала медицинской сестрой в Ледмозерской больнице. Её общий трудовой стаж - 36 лет. Родители для всех сыновей, невесток, внуков – пример во всём. У нас всегда был уютный, тёплый дом, мы чувствовали и чувствуем родительскую  любовь и заботу о каждом из нас.

-  Вы росли в многодетной семье. Родителям, видимо, с вами было непросто.

- Да, у меня два брата – старший Султан и младший Булат. Детство у меня было деревенское, простое, весёлое, безоблачное.  Родители работали по сменам, и Султан для нас с Булатом был и няней, и воспитателем, и командиром. Наказывали ли нас родители? Наказывали крайне редко, но я не в обиде, так как наказывали за дело – за ненадлежащее поведение. Отец мог оставить дома на какое – то время, не пустить к друзьям. Для меня это было серьёзным наказанием. Теперь, когда сам стал отцом, понимаю, что мало наказывали. А вообще, отец должен быть строгим. Когда стали взрослыми, мама меня и моих братьев всегда напутствовала: « Сын, ты должен быть в своей будущей семье опорой, надёжным, самостоятельным и ответственным».

- Не могу не спросить, какие воспоминания остались о школьных годах?

- Первая учительница – Наталья Павловна Иванова. В классе было около тридцати человек.  Я предполагаю, что учителям с нами, наверно, было непросто. В среднем звене классным руководителем была Любовь Тихоновна Сигова. А в десятом классе, когда объединили две параллели, нас «взяла» Валентина Иосифовна Скерло. Мой любимый предмет – астрономия, его преподавала Галина Анатольевна Краснова. Почему астрономия? Мне интересно было узнать, как устроена Вселенная, познакомиться с планетами, звёздами… И сейчас я с интересом читаю книги о космосе. Также благодарен учителю трудового обучения Василию Ивановичу Васько, он научил меня работать с деревом. Это мне очень пригодилось, когда со своей семьёй стали жить в отдельном  доме, и с самого начала всё надо было обустраивать.

- Кто повлиял на Ваш выбор профессии?

- Школу я окончил в 1999 году. В стране были сложные непростые времена, на некоторых предприятиях не платили зарплату, безработица. А на железной дороге сохранилась  стабильность, работникам вовремя платили зарплату. Родители убеждали, а где - то и настояли, чтобы свою будущую профессию я связал с железной дорогой. Поехал в Петрозаводск поступать в железнодорожный техникум на дежурного по станции. Не прошёл по конкурсу. Поступил в училище № 10 на помощника машиниста.  Практику проходил в Костомукшском депо. Работа понравилась, втянулся. Чтобы в будущем получить права машиниста, нужно было полгода отработать помощником машиниста. А тут призвали в армию, удачно попал в железнодорожные войска. В учебном полку выучился на машиниста. Два года служил на Дальнем Востоке машинистом тепловоза. Демобилизовался уже готовым специалистом. Захотелось повысить свою квалификацию, заочно окончил Петербургский государственный университет железнодорожного транспорта.

- Расскажите, пожалуйста, о своих братьях. Они ведь тоже связали свою жизнь с железной дорогой.

- Султан старше меня на четыре года. После окончания школы, учился в Петрозаводском железнодорожном техникуме. Работает у нас дорожным мастером. Женат, имеет двоих детей - дочь и сына. Кстати, его жена тоже железнодорожница – дежурная по станции Ледмозеро.

Булат младше меня на пять лет. Учился в Петрозаводском речном училище, проходил практику. Не понравилось, но училище окончил.  Приехал домой, отдал маме диплом и сказал: «На, мама, я закончил, но работать по этой специальности не буду». Поступил в железнодорожный техникум. Сейчас с семьёй живёт в Петрозаводске, у него дочь и сын. Сначала работал монтёром пути, а сейчас контролёром в ПЧ.

- Трудовой династией обычно признаются члены одной семьи и их близкие родственники, имеющие три и более поколений – последователей семейной профессии, работающие в одной профессиональной сфере. Как вы считаете, у вас, Макаевых, трудовая династия?

- Не знаю, можно ли нашу семью назвать трудовой династией. Так складывалась жизнь, что наши предки жили в разных местах. У отца дедушка работал на железной дороге на Кавказе. Мой дедушка по материнской линии, Белов Николай Васильевич,  когда семья жила в Восточном Иделе Сегежского Района, был машинистом паровоза, а бабушка, Татьяна Васильевна – стрелочницей. Когда семья переехала в Ледмозеро, они работали на нижнем складе.

У нас в посёлке живёт брат мамы, Виктор Николаевич Белов. Он всю трудовую жизнь проработал машинистом тепловоза, его жена -  приёмосдатчиком. Сейчас они на заслуженном отдыхе. Их сыновья, а мои двоюродные братья, работают тоже на железной дороге. Один – помощником машиниста, другой – путейцем. В общем, получается, что двенадцать членов семей Макаевых – Беловых связаны с железной дорогой.

- Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать машинистом тепловоза?

- Труд железнодорожника в любой сфере очень ответственен. Нужно быть внимательным, бдительным, ответственным, чтобы избежать нарушений, не допустить аварий. Мы, машинисты тепловозов, работаем при высокой температуре, вибрации, шуме и копоти. Работа машиниста требует большой выносливости.

До закрытия железной дороги Ледмозеро – Юшкозеро мы были машинистами грузо – пассажирских перевозок, теперь – только грузовых, так как перестали возить пассажирские вагоны. Мы перевозим тысячи тонн грузов, в основном это вагоны с древесиной. Поездки осуществляем по маршрутам: Ледмозеро – Костомукша – Муезерка – Волома – Пенинга – Суккозеро. Самое главное, надо быть ответственным человеком, остальное со временем нарабатывается. Ну и, конечно же, любить выбранную профессию.

- Расскажите, пожалуйста, о своих коллегах.

- У нас пять локомотивных бригад. Локомотивная бригада – это машинист тепловоза и помощник. Работаем по графику, каждая бригада в свою смену. Рабочий день машиниста начинается с приёмки тепловоза, его осмотра. Смена длится 12 часов - день, ночь, два выходных. Коллектив у нас дружный, работники ответственные.  Случаются и поломки, не без этого. Если тепловозу требуется несложный ремонт и срочно надо его сделать, то ремонтируем на месте. Если случается что – то серьёзное, то ремонт проводится в Костомукшском  или в Кемском депо.

- Что самое интересное в Вашей работе?

- Интересно то, что можно быть наставником, помочь новичкам в освоении нашей профессией.  Несколько раз и я выступал в этой роли, делился накопившимся за годы работы опытом и навыками с другими.

 Интересно наблюдать, как меняется окружающая природа в разное время года. Когда едешь по лесу, открываются чудесные виды. Однако, любоваться природой некогда, ты должен быть сосредоточен на работе. Управлять вагонами с древесиной дело не из простых.

- А что негативное, сложное?

- На первых порах тяжело работать в ночную смену. Сложно побороть сонливость, но всё приходит с опытом, со временем ко всему привыкаешь.

- Нужно ли вам подтверждать свою квалификацию?  

- Да, конечно, регулярно подтверждаем свою классность. Раньше это проходили на занятиях в депо, а сейчас дистанционно.

- Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?

- Мы ежегодно проходим медицинскую комиссию, поэтому посоветовал бы  данную профессию выбирать ребятам, которые ведут здоровый образ жизни. К тому же это очень серьёзная профессия, в ней нужно быть ответственным максимально.

- Приносит ли ваша профессия хороший доход?

- Доход неплохой, грех жаловаться. Чем больше смен, тем больше зарплата.

- Как вы считаете, будет ли ваша профессия существовать в будущем?

- Будет, конечно. А иначе никак – альтернативы этому нет.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Жена работает библиотекарем в школе. У нас двое детей – сыну 15 лет, дочери -14. Помимо учёбы и работы у каждого есть своё увлечение. Сын активно и успешно занимается дзюдо, футболом, дочь – рукоделием. Жена увлекается цветами – комнатными и садовыми. Я с удовольствием  мастерю, благоустраиваю дом или двор. Свободное время любим с семьёй проводить вместе.

- Довольны ли Вы своим выбором профессии?

- Да, я очень доволен своим выбором и благодарен за это родителям. Железнодорожник – почётная и важная профессия.

Беседовала Тереза ЧЕРЕНКО

Фото из архива семьи Макаевых

 

P.S. После беседы с Шамилем Хасановичем мне захотелось повидаться со старшими МАКАЕВЫМИ. Созвонились, договорились о встрече. За калиткой, во дворе я увидела царство цветов и красоты. Такая обстановка сразу вызвала ощущение теплоты и уюта в этом  доме, настроила на встречу с трудолюбивыми людьми. Мы долго беседовали. Нина Николаевна и Хасан Махмудович с теплотой рассказывали о своих сыновьях, как они гордятся ими и их семьями. На первый взгляд - обыкновенные люди… Но именно из таких, с малолетства приученных к физическому труду, уважительному отношению к старшим, доброте и душевному теплу, и создаются достойные семьи, на них и держится Россия.

 От всей души поздравляю с Днём железнодорожника всех членов большой и дружной семьи МАКАЕВЫХ!

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0