Среда, 13.12.2017, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Дружная семья Орловых.

   Этот материал был напечатан в районной газете «Муезерсклес» № 29 от 31 июля  и № 30 от 7 августа 2014 года.

   Семья Орловых – гордость и украшение нашего посёлка. Орловы занимают активную жизненную позицию, принимают активное участие в общественной жизни посёлка, района и республики. Как взрослые члены семьи, так и их дети всего добиваются своим собственным трудом. Ольга Геннадьевна и Анатолий Фёдорович пользуются заслуженным авторитетом и любовью в коллективе учащихся, учителей, жителей посёлка.  Тактичные, внимательные, уважительные, порядочные, доброжелательные, с чувством собственного достоинства – так можно сказать о каждом члене этой дружной семьи.

Рассказывает Ольга Геннадьевна Орлова:

- Родилась я 17 сентября 1967 года в городе Подпорожье Ленинградской области. Город расположен на берегу красивой, широкой, порожистой, судоходной реки Свирь. В городе много предприятий, пять средних школ, есть стадион, бассейн. Рядом находится населённый пункт Винницы, там ежегодно летом проходит международный фестиваль «Древо жизни». Недалеко от города - Александро – Свирский монастырь.

 Я часто бываю на своей малой родине, там сейчас живут мама и сестра со своей семьёй.

Семья у нас была рабочая, папа - слесарь на комбинате, мама – сначала маляром, потом завскладом. Сестра старше меня на пять лет. В семье было негласное правило: главное – это учёба детей. Казалось, что  родители не обращали особого внимания на нашу учёбу, на мою внеклассную общественную работу. Но я чувствовала и видела, что они гордились моими успехами. Мы были самостоятельные, они нам доверяли, не было постоянного контроля.  Да и некогда им было. Мама частенько ещё и подрабатывала, чтобы принести в семью лишнюю копейку. И я с ней ходила, помогала, как могла. Держали мы и огород. Кроме того, мама была депутатом горсовета. После работы шла и принимала избирателей, старалась выполнить их просьбы и наказы.

Мы всё время занимались делами, нужными семье или школе. Родители, например, были не против того, что мы в школе дежурили, мыли полы в классном кабинете или натирали паркетный пол в коридоре. Они наоборот приветствовали, когда мы занимались общественно полезным трудом, будь то сбор металлолома, макулатуры или другие дела.  Кроме того, Свирский энерголесокомбинат был шефом нашей школы. К нам на собрания приходили простые рабочие люди с комбината, рассказывали о своей работе. Их интересовала наша школьная жизнь. Приходили и руководители предприятия на детские концерты, праздники. Очень часто профсоюз спонсировал поездки – экскурсии  школьников в разные города. А в старших классах мы шли к ним на производственную практику. У девочек была деревообработка, у мальчиков – автодело. Все эти обстоятельства с детства откладывало в сознании, что бездельничать, увиливать от работы нельзя, стыдно.

Сколько себя помню, я всегда была очень активной - октябрёнком, пионеркой, комсомолкой. Примером для меня служили мама и сестра.  Кроме того, я занималась в кружках Дома культуры: хореографическом, в вокальной группе. Для меня главным было общение. В зимние каникулы участвовала в проведении детских новогодних ёлок на базе ДК. Сначала исполняла роль Петрушки. А потом  шесть лет подряд была Снегурочкой. Бывало, что проводили по пять ёлок в день. Было  интересно, мне всё это очень нравилось. Взрослые пророчили: «Наверное, пойдёшь  учиться в институт культуры».

При встречах с одноклассниками вспоминаем, как три года подряд, после седьмого, восьмого и девятого классов, проводили время в лагере труда и отдыха. Днём - на полях, а вечером развлекались на разных мероприятиях: « Алло, мы ищем таланты», «А ну – ка, девушки», «А ну – ка, парни». С агитбригадой выступали перед жителями совхоза, устраивали спортивные игры. Заработанные деньги тратили на экскурсии. Наш класс побывал в Минске, в деревне – музее «Хатынь», в Ленинграде, на Пушкинских горах, в Эстонии. Я думаю, что нашему классному руководителю Галине Николаевне Авериной было с нами несложно. Мы были фантазёрами, много  придумывали.

    Почему выбрала профессию учителя? Люблю детей,  тем более что у меня уже был опыт общения с ними. Сначала хотелось быть учителем истории, так как очень нравилась наша учительница истории Лидия Александровна Федотова. Она понятно объясняла учебный материал, а ещё, и это самое главное, с ней можно было поговорить на разные темы.   

    Поступала на исторический факультет пединститута имени Герцена в Ленинграде, но историю сдала на «тройку». А это был как раз год реформ и огромные конкурсы на все факультеты. Не было смысла оставаться и дальше сдавать экзамены, и я вернулась домой. Поехала в Петрозаводск, поступила в педучилище без экзаменов, проверили только музыкальный слух. Учиться нравилось, активно занималась общественной работой, два года отвечала за культурно – массовую работу в группе.

По распределению попала в Ледмозеро. Все мои попытки остаться в Подпорожье потерпели крах, хотя РОНО города предоставляло работу. Не  отпустило Министерство образования. Тогда с этим было строго – если  распределили в Ледмозеро, туда и поезжайте. Ну что ж, поехала отрабатывать три года.

Это было 13 августа 1986 года. Приехала на поезде. Помню, очень длинной показалась дорога от вокзала до здания средней школы. По сравнению с городской это здание внешне не напоминало школу. Принял меня директор Николай Иванович Колобов. Определили жить в интернате, дали койку. Через несколько дней подъехала ещё одна учительница. Со временем нам дали квартиру в восьмиквартирном доме, стали обживаться.

Первый год очень скучала по дому. Юной была, всего 19 лет, до этого далеко от родителей никуда не уезжала, поэтому часто ездила домой. Помню, что первый раз, это было на День учителя, дома побывала всего полдня. Потом стала привыкать.Дали мне первый класс - класс шестилеток. Тогда эти классы только вводились. Параллельный класс вела Нина Дмитриевна Агапитова. Занимались мы в здании бывшего химлесхозовского детсадика. Режим работы у первоклашек - шестилеток был, как в садике – занятия, прогулка, обед, сон…Кроме учителя в классе работал и воспитатель. Чувствовала я себя комфортно, было несуетно, спокойно. В классе двадцать учеников – пять мальчиков и пятнадцать девочек. Первое время могла и прикрикнуть на шалунов. Мне казалось, что все дети должны сидеть тихо, не шуметь. А потом поняла, что криком ничего не сделаешь. Главное, надо заинтересовать ребёнка. Когда это стала применять на практике, и с дисциплиной не стало проблем.

 На второй год из молодых учителей сложилась активная комсомольская организация. Это Наталья Михайловна Тимофеева, Ирина Николаевна Воробьёва, Светлана Николаевна Герговская (Чернышова), Иван Вацлавович Пяскин, Татьяна Николаевна Севко (Разорёнова), Светлана Николаевна Киселёва, Светлана Арвиевна Брилевская, Татьяна Альбертовна Артамонова (Бродко) и другие. Вели активный образ жизни: проводили комсомольские собрания, участвовали в художественной самодеятельности, занимались спортом – в общем, жили весело.

Поступила учиться в Карельский пединститут, на заочное отделение. В этот же год вышла замуж за Анатолия Фёдоровича Орлова, учителя физкультуры нашей школы. Он тоже учился на заочном отделении пединститута.

Мне повезло, что на пути становления меня как учителя встретились мои коллеги - наставники с большим опытом педагогического мастерства. Это Нина Дмитриевна Агапитова – с ней мы проработали вместе 20 лет. Душевный комфорт, эмоциональность, любовь к пению - эти качества нас объединяли. У неё я научилась ведению  урока через игру.Тереза Викторовна Черенко  - первый учитель моей дочери, своим примером научила меня тактичности в общении с родителями, скрупулёзности в подготовке мероприятий, учительской аккуратности.Наталья Павловна Иванова учит педагогическому мастерству до сих пор. Методические ошибки, на которые мне, тогда ещё  молодому учителю, указывала Наталья Павловна, были разъяснены и помогали мне в становлении меня как опытного педагога. Спасибо всем моим наставникам. А ещё мне повезло с коллегами - учителями начальных классов. Мы все одного возраста, единомышленники, и поэтому нам работать интересно творчески, для детей  и, конечно, для престижа родной Ледмозерской школы.

В этом году у Ольги Геннадьевны был выпускной, 4 – й класс, а в общей сложности у неё состоялось семь выпусков. Я думаю, что в душах всех своих выпускников она оставила добрый и светлый след. Она всегда создаёт такую образовательную среду, в которой и ученики, и учитель, и родители чувствуют себя максимально комфортно. Дети имеют широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим. Учитель всегда в хорошем настроении, спокойна и доброжелательна. В своих классах Ольга Геннадьевна проводит много воспитательных мероприятий, вызывающих живой интерес школьников: походы, лыжные прогулки, спортивные олимпиады, экскурсии, праздники, поездки.  И в этих делах рядом с детьми всегда родители.

А вот как ответила Ольга Геннадьевна на мой вопрос о её педагогическом кредо:

- Моё главное дело – это общение с детьми. Это любовь к детям, работа во благо каждого ребёнка – будь – то процесс обучения или воспитания. Я верю в доброе начало ребёнка, в его духовные и физические возможности. Стараюсь помочь ему поверить в свои силы и никогда не отступать перед трудностями.

Мнение родителей школьников об Ольге Геннадьевне:

- Нам очень повезло с учительницей. Мы благодарны ей, что научила нашего ребёнка читать, писать, считать. Привила любовь к спорту, научила стоять на лыжах не только нашего сына, но и нас, родителей.

- Мы, как родители, часто посещали уроки и видели, что детям интересно. Уроки проходят интересно и разнообразно.

 - Ольга Геннадьевна умеет налаживать отношения с детьми. Разрешает все возникающие среди учащихся конфликтные ситуации.

- Ольга Геннадьевна очень отзывчивый человек, мы часто обращались к ней за советом.

- Нам очень интересно с таким учителем. Мы, как родители, хотели бы иметь такого учителя до одиннадцатого класса. Спасибо вам, Ольга Геннадьевна, мы вам очень благодарны.

Работая в школе, я посетила много уроков и внеклассных мероприятий, которые проводила Ольга Геннадьевна. Её уроки отличались  продуманностью, чёткостью, умелым использованием активных методов обучения. С годами росло её мастерство, она неизменно добивается  высоких результатов в обучении. Является учителем высшей квалификационной категории. Кроме работы учителя Ольга Геннадьевна осуществляла функции руководителя методического объединения, старшей вожатой, завуча в начальных классах. На высоком творческом уровне она проводит открытые уроки для коллег, родителей, районного методического объединения учителей начальных классов. К любому делу она подходит творчески, её фантазии нет предела! Вносит много предложений для улучшения жизни школы. И самое главное – организует, по мере сил и  возможностей, претворение этих предложений в жизнь.  

     Уже будучи учителем Ольга Геннадьевна начала писать стихи, посвятила их своим первым ученикам. А ещё она хорошо поёт и танцует. Посещает волейбольную секцию, зимой ходит на лыжах. Всеми своими умениями и увлечениями она щедро делится с учениками.  

За свой многолетний добросовестный труд в 2004 году О. Г. Орлова  награждена Почётной грамотой Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия.

Рассказывает Анатолий Фёдорович Орлов:

- Родился я 6 января 1964 года. На тот момент родители жили в Кимасе, работали в химлесхозе, добывали живицу.  В Карелию они приехали  на заработки, мать – из Чувашии, отец – из Ленинградской области. В семье нас  было трое детей – старший брат, я и сестра.Со временем семья переехала в Ледмозеро, родители по – прежнему работали в химлесхозе. Здесь же я пошёл в школу. Первой моей  учительницей была Антонина Адамовна Мороз, держала нас в строгости. После уроков нас принимала воспитатель группы продлённого дня Елизавета Григорьевна Никкина. Очень интересная была учительница, своеобразная, строгая. Делали с ней домашние задания. Готовясь к сборам, праздникам, учили песни, стихи, много маршировали. Елизавета Григорьевна была вхожа в семью моей тёти Жени и частенько на меня жаловалась. Видимо, ученик я был не сахар и доставлял ей немало хлопот.

Хорошо помню, как принимали в пионеры. Это было 22апреля - в день рождения Владимира Ильича Ленина. Было всё торжественно и красиво. Появилась какая – то ответственность, старались жить, соблюдая законы пионеров. К вступлению в комсомол готовились заранее, знакомились с уставом ВЛКСМ. Группа ледмозерских  восьмиклассников ездила в Муезерку, в райком комсомола, где нас принимали в ряды ВЛКСМ. Зашли в высокое здание, всё так необычно, ответственно. Боялись, что не ответим на заданные вопросы, но приняли всех.

  С одноклассниками встречаемся каждые пять лет. Вспоминаем пионерские, комсомольские годы, учителей, работу в девятом классе  в лагере труда и отдыха.

 Родители подарили мне фотоаппарат «Зенит», и я одно время увлекался фотографированием. Снимал одноклассников, природу. Правда, качество фотографий было не очень.

 Дети, чьи родители работали в химлесхозе, и я в том числе, лето проводили в лесу. Помогали собирать живицу. И вообще, находили себе занятия, не ждали, что нас будет кто – то специально развлекать.

 С 1 сентября 1975 года в посёлке начал работать филиал районной детско – юношеской спортивной школы - ДЮСШ. Приехал тренер - Валерий Евгеньевич Савин, начал набирать в секции детей, а желающих было очень много. Занимались с удовольствием, много ездили на соревнования. Валерий Евгеньевич был интеллигентом, никогда не повышал голоса, не бранился. На каждого спортсмена была заведена личная карточка, в ней тренер заполнял нашу успеваемость. Если появлялись двойки, мог отстранить от занятий, не взять на соревнования, поэтому всегда старались не получать двоек или вовремя их исправлять.

 Условия для занятий были очень скромные. Лыжное снаряжение хранилось в каморке начальной школы, своего помещения не было. Правда, пользовались мы им бесплатно. Через три года Валерия Евгеньевича Савина сменил Иван Иванович Торкель. Он добился, чтобы для ДЮСШ выделили часть здания стройуправления – теперь мы имели свой угол.

Мечтал быть тренером, а не учителем физкультуры. Почему? А просто видел, как мучаются с нами учителя. Нравился учитель физкультуры Валерий Михайлович Катричко. Он был очень добрым, дети для него были главное, работал на износ.

После окончания школы поступил в Мончегорский техникум физкультуры на тренера, но проучился только год - призвали  в армию. Сначала служил в Свердловской области, в химвойсках, получил звание сержанта, а потом  перевели в Германию. Закончил учёбу в техникуме уже после армейской службы.

Приехал в Ледмозеро, устроился тренером в ДЮСШ. Первые мои ученики - Олег Гордей, Дима Токарев…

Мечтал вернуться в Мончегорск, но перестройка поменяла все мои планы.

Первые годы ездили с ребятами на соревнования по многим городам Карелии: в Беломорск, Ланденпохью, Кемь, Петрозаводск,… Тогда сложно было попасть в команду, так как смотрели на успеваемость учащихся, надо было пройти медосмотр. Отбирали достойных. На соревнования дети ездили бесплатно. Дорога, питание, проживание – всё за счёт ДЮСШ, то есть государства. Последние двадцать лет участвуем только в районных соревнованиях. Но и здесь проблемы: нет средств на вывоз детей, нет транспорта. Частенько приходится самому спонсировать такие поездки.

С 1993 года я работаю учителем физкультуры в школе и по совместительству тренером – преподавателем в ДЮСШ. Если говорить о внеклассных мероприятиях, то в школе стало традицией проведение чемпионатов по баскетболу, волейболу, мини - футболу.

Моё мнение о введении комплекса ГТО? Можно вводить всё, что угодно, но даст ли это результат? Всем известно, что в связи с техническим прогрессом физический уровень развития детей, их интерес детей к физкультуре и спорту только снижается. Может быть, появись в посёлке спортивная площадка с искусственным покрытием, стадион, бассейн, современный спортивный зал с душем что – то изменили бы  в лучшую сторону,  а так…  Одна формальность, я считаю.

Если говорить о спортивной жизни ледмозерской молодёжи, то всё происходит спонтанно, нет ничего традиционного.

За годы работы Анатолий Фёдорович стал опытным, добросовестно работающим педагогом. Занимаясь  с учащимися, учитывает их возрастные особенности, особенности семьи и социального окружения детей.Дисциплинирован, способен результативно откликнуться на чужую проблему или просьбу, безотказен в деле, контактен. Он способен разрядить обстановку шуткой или интересным рассказом. А это иногда так нужно и важно, будь то взрослый коллектив или детский.

 Хороший спортсмен, имеет 1 разряд по биатлону, лыжным гонкам, заядлый футболист.  Активный участник спортивно – массовых и культурных мероприятий посёлка, района и республики. В 1993 году участвовал в легкоатлетическом пробеге по Карелии и Финляндии «Карельское кольцо». Постоянно выезжает в Финляндию с ледмозерской футбольной командой – в том числе чтобы познакомить ледмозерских школьников и рабочую молодёжь посёлка со спортивной жизнью соседней страны.

Всю третью четверть учебного года уроки физкультуры посвящены лыжной подготовке учащихся. Они проходят на трёхкилометровой лыжне, которая была сделана силами учителей физкультуры и учащихся много лет назад. Года три назад её дополнили ещё и двухкилометровой лыжной трассой. На них отрабатывается техника классических лыжных ходов.

Для занятий так называемым коньковым ходом нужна была специальная лыжная трасса. И лет пять назад Анатолий Фёдорович  привлёк детей, занимающихся у него в лыжной секции, и их родителей для создания такой лыжной трассы. Работа предстояла  большая, нужно было спилить деревья, вывезти их, убрать большие камни,… Трудились всё лето. К осени трасса была готова. Ледмозерцы - любители лыжных прогулок - от всей души благодарят Анатолия Фёдоровича, ребят и их родителей: Мартыненко  Олега Михайловича и Андрея Михайловича, Архипова Сергея Леонидовича, Горбачёва Александра Евгеньевича.

В 2002 году Анатолий Фёдорович награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта», а в 2005 – Почётной грамотой  Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия. Имеет 1 квалификационную категорию по специальности  «учитель».

У супругов Орловых двое прекрасных детей.  Дочь Маша – серьёзная, ответственная. В школьном возрасте активно занималась в художественной самодеятельности, она хорошо поёт. Сейчас получила специальность врача – онколога, живёт с мужем в Петрозаводске. Сын Саша учится в строительном колледже в Костомукше. С восьмого класса целенаправленно занимается лыжами, регулярно участвует в различных соревнованиях, ездит на сборы. У него много достойных спортивных  наград, среди них медали, кубки, грамоты. В школьные годы Саша окончил музыкальную школу по классу народных инструментов, играл в ансамбле«Северяне».

На мой вопрос: «Как воспитывали детей?» Ольга Геннадьевна ответила: «Старались воспитывать собственным примером. Всё делали вместе с ними, везде брали их с собой. На субботниках, общешкольных и классных мероприятиях дети всегда были рядом. Мы, родители,  вместе с учителем музыки были инициаторами и организаторами гастрольных поездок ансамбля «Северяне», в котором занимался сын Саша. Всегда поддерживали, поощряли их увлечения – будь то музыка или спорт».

В каких только районных и республиканских конкурсах не принимала участие семья Орловых! Назову некоторые из них: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

В 2010 году семья Орловых получила премию «Признание» Главы Республики Карелия. Этой премии удостаиваются крепкие и целеустремлённы семьи, в которых большое внимание уделяется знаниям и творчеству, спорту и здоровью, а также общественной жизни. Кстати, Ольга Геннадьевна была депутатом районного Совета. Ездила на сессии, участвовала в принятии решений, касающихся жизни района. Шла на эту общественную работу с большими надеждами изменить что – то к лучшему в самом Ледмозере. Но была разочарована отношением односельчан к тому месту, где они живут.

Супруги Орловы по собственной инициативе пять раз принимали участие в Олонецких играх Дедов Морозов.  Много лет они в новогоднюю ночь проводят развлекательную программу для жителей нашего посёлка у ёлки возле Дома культуры. И надо отметить, что получается это у них отлично.

В разные годы и Ольга Геннадьевна, и Анатолий Фёдорович принимали участие в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года». В 2010 году Ольга Геннадьевна была делегатом Съезда учителей России в Сочи.

Все мы знаем Ольгу Геннадьевну как неустанную труженицу. Смотришь на неё и удивляешься, когда она всё успевает, сколько энергии, выдумки, творчества в этом светлом, добром и позитивном  человеке! А какая она хлебосольная хозяйка! А какой у Орловых красивый и ухоженный дом, приусадебный участок! И всё это сделано руками хозяев. Но не сразу.

На одну учительскую зарплату многого не позволишь. А надо было оплатить учёбу дочери на медицинском факультете Петрозаводского госуниверситета. Содержание сына Саши, приобретение для него современного профессионального лыжного снаряжения тоже требует больших материальных затрат. Захотелось построить новую баню, к стандартной квартире сделать пристройку со всеми удобствами, купить автомашину…

 Помощи ни от кого не ждали. Да и не от кого её ждать. Решили заняться подработками. Сначала собирали ягоды и сдавали приёмщикам, а потом и сами организовали приёмку ягод от населения. А лет пятнадцать назад Ольгу Геннадьевну попросили провести свадьбу. Она попробовала. Получилось - заказчикам понравилось.  И с тех пор её регулярно приглашают для проведения юбилеев, свадеб и других торжеств.

Вот так Орловы целенаправленно и постепенно решают все возникающие материальные проблемы.

Я от всей души желаю семье Орловых здоровья, счастья, удачи, успехов во всём, семейного благополучия.

                                                                                    Т.В. Черенко,  п. Ледмозеро       

                                                                                 Фото из семейного альбома Орловых

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0