Вторник, 19.03.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Фальков Сергей Анатольевич

                                         

  ( Интервью напечатано в районной газете «Муезерсклес» № 39 от 3 окт. 2013 г.)

                                      

                                           5 октября – День учителя

               Директор Ледмозерской средней школы Сергей Фальков:

             ТЕОРИЯ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ

   Стаж педагогической работы Фалькова Сергея Анатольевича двадцать лет, из них пятый год - директором Ледмозерской средней школы. Наш внештатный корреспондент побеседовала с ним о радостях и трудностях профессии, о проблемах современного образования, увлечениях, семье и многом другом.

 

 - Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

   - Родился  я 10 марта 1971 года в посёлке Ледмозеро. Семья наша небольшая: отец, мать, старший брат Олег и я. Родители работали в леспромхозе рабочими.  Мама у нас была спокойная,  сглаживала все трения, возникающие в семье. Пошуметь, покричать  на нас с братом могла, но по поводу. Сдерживала  потом  и мои эмоции, с которыми я приходил домой  после работы в школе.   

Во время учёбы  нелюбимых предметов не было, но предпочтение отдавал математике и физике. Любил заниматься у Василия Ивановича Васько в кружке технического творчества. Мы там изучали технику, мастерили различные модели. Всегда с нетерпением ждал этих занятий.

С одноклассниками жили дружно, несмотря на то, что в средних и старших классах нас периодически разъединяли и соединяли с параллельным классом. По жизни с однокашниками, кто живёт в посёлке, поддерживаем отношения, решаем любые возникающие вопросы по работе, по семейным делам.  Ну а так собираемся каждые пять лет на встречи  выпускников, приезжают и те, кто когда -  то уехал из посёлка.

   - Вы мечтали быть учителем?

  - Нет, всё получилось случайно. Поступал в Петрозаводский государственный университет на физический факультет отделение физическая электроника (специальность – инженер), но при оформлении документов получилась ошибка. В итоге я поступил на отделение физик – преподаватель и не жалею об этом.

   - По распределению вы вернулись на свою малую родину. Как всё складывалось дальше?

   - В школе я работаю с 1993 года. До 29 декабря 2008 года преподавал ОБЖ, информатику, вёл уроки трудового обучения, замещал по необходимости учителя физики. С  теплотой вспоминаю первый выпуск – Гришанина Андрея, Гарбузова  Диму, Савина Алексей, Хейстонена  Женю, Рябкова  Ваню, Головина  Сергея, Янкаускаса  Эдика  и других. Я для них оказался  старшим товарищем. Мы много внеурочного  времени проводили вместе. Я вёл у них технический кружок. Тогда только – только появились компьютеры, и те, кто этим интересовался, приходили по вечерам, программировали. В десятом классе проводил военно – полевые сборы. Они длились три дня и две ночи. Обязателен был заключительный  поход с ориентированием на местности без компаса.  Эти мероприятия,  по уже сложившейся традиции,  я потом проводил у всех старшеклассников.

  В 2001 году  от  Муезерского сбербанка получил  предложение поработать у них программистом. Предложение заманчивое. Но так сложилось, что в это время умерла мать – не хотелось уезжать из родительского дома. К тому же  мне собирались дать классное руководство, и ещё  я готовил к военно – полевым сборам команду ребят. С пятого класса вёл у них уроки труда, информатику, ОБЖ.  Это были очень хорошие ребята – Дорькин (Михайлов) Алексей, Малый Женя, Радченко Саша, Валдаев Вася, Клюквин Вадим, Кондрашов Володя  и другие.  На тот момент они учились в 11 классе, очень хотелось их довести.  Всё это перевесило, и  я остался в школе. И должен сказать, что никогда не пожалел, что не ушёл в Сбербанк.

   В 2001 году мне дали классное руководство в пятом классе. В школе нас с ребятами разделяет учительский стол. Я пришёл к  выводу, что в неформальной обстановке лучше узнаёшь своих воспитанников, также легче сплотить класс, настроить  ребят на путь истинный. Первый поход состоялся сразу в сентябре. Тогда была такая установка, что каждый ученик должен принести в школьную столовую по одному литру брусники. И вот в двух километрах от посёлка мы собирали ягоды. Классом собрали большое ведро. В будущем  с этим классом мы ходили в походы в разные места: на Тикшозерку , в зимнее время на Чолмоозеро, на Нюк, Эльмус, под Кимасозеро , по «Лыжне Антикайнена»…

  -  Директор школы  – ведь это огромная ответственность. Понимали ли вы это?  Был ли для вас какой – то пример?

   - Я думаю, что  бывший директор школы Вера Петровна Носкова готовила себе замену, назначая меня исполняющим её  обязанности, когда бывала на больничном или надолго отлучалась по своим делам.  Мне поневоле приходилась вникать во все нюансы работы директора.

 По большому счёту, огромное значение в принятии такого решения  сыграла и  угроза  закрытия школьных  мастерских из – за аварийного состояния потолка. Тогда началась настоящая «война». В роли «противника»  выступали вышестоящие и контролирующие организации.

  Примером для меня был и остаётся Колобов Николай Иванович.  О нём остались детские, хорошие  воспоминания. И потом, когда я уже заканчивал учёбу в  университете, мы с ним как – то  ехали в одном вагоне и долго беседовали. Как будущему коллеге он дал мне много полезных советов. Я запомнил его слова о том, что любая теория должна иметь практическую направленность.

     - Какие задачи Вы ставили перед  собой и как они решаются?  

   - На тот момент мне казалось, что не было перспективы развития школы, наступил как будто застой. На бумаге всё хорошо, а на деле…  Поэтому первой задачей было улучшение материально – технической базы школы, условий обучения школьников, условий труда учителей. И я понимал, что всё это можно сделать  лишь при улучшении финансового обеспечения школы.

  В последние  годы в соответствии с различными программами улучшилось финансовое обеспечение школы, удалось закупить технические средства обучения, учебные пособия и материалы. На данный момент у нас шесть интерактивных досок с соответствующей техникой, три кабинета с мультимедиатехникой, улучшилось снабжение инструментами и материалами в кабинете труда мальчиков. Библиотека обеспечена учебниками.  Я просчитываю финансовое положение школы и вижу, куда можно и нужно в данный момент направить средства.

  Вторая задача – добиться строительства новой школы. Здание средней школы было сдано в эксплуатацию в 1973 году. В 1987 году в ней произошёл пожар, горела правая сторона здания. С помощью леспромхоза  по -  быстрому был произведён ремонт. Записи в «Паспорте санитарно – технического состояния общеобразовательной школы» заканчиваются актом от 19 августа 1986 года. С тех пор со стороны государства не было уже такого контроля как в советское время. Если бы вовремя отремонтировали крышу, если бы постоянно вкладывали деньги в ремонт, здание за эти годы не пришло бы в негодность. В 2013 году строительно – технической экспертизой двухэтажное здание школы  признали аварийным. И с сентября этого года занятия  всех учащихся должны были начаться в здании начальной школы, которое построено в 1966 году.

 Для того  чтобы не сорвать начало учебного года, необходимо было в течение лета провести ремонтные работы. По ледмозерским меркам это огромный объём работ. Средства были выделены по программе «Модернизация общего образования» и из районного бюджета.

  По предписанию Роспотребнадзора   было сделано следующее: частично остеклили окна; в кородоре демонтирована дощатая обшивка панелей, заштукатурены имеющиеся на стенах повреждения, стены  оклеены стеклообоями и окрашены моющейся водно – дисперсионной краской; полы в коридоре и кабинетах обшиты  ДВП и покрашены; в кабинетах проведён косметический ремонт; произведена перепланировка пищеблока и его косметический ремонт, закуплен новый двухкамерный холодильник и кухонная машина для нарезки овощей, перед столовой установлена раковина для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды; в фойе сделан гардероб; проведён ремонт в туалетах, установлен водонагреватель и выполнена подводка к раковинам горячей и холодной воды;  для первоклассников закуплен комплект одноместной мебели;  проведено частичное выравнивание территории у школы, проведено небольшое ограждение.

  Такой большой объём работ был выполнен силами коллектива технического персонала школы, учащимися старших классов и временными работниками. Также родители некоторых классов ремонтировали свои классы.

 За бескорыстную помощь школе особую благодарность хочу выразить жителям нашего посёлка: Мартыненко О. М., Климашевичу В. А., Богдану А. Л., Варвашевичу В. Н., Калиничеву В. Л., Архипову В. П., Заблоцкому Л.А., Жиху Владимиру, Кадыкову Валерию, Ананьеву Андрею, Архипову Дмитрию, Апанасику Валерию.

  - А как решается вопрос со строительством новой школы?

  - После проведённой экспертизы строительство новой школы в Ледмозере было включено в проект программы « К  100- летию образования Республики Карелия» на 2015 год. Проект данной программы направлен в правительство РФ на утверждение.

  - Конечно, такой вопрос задавать ещё рано, но всё - таки  я спрошу. Есть ли у вас команда единомышленников?

   - В самом начале моего директорства пришлось принимать непопулярное решение о сокращении учителей. Это вызывало бурную негативную реакцию, но это было необходимо. Мне порой легче найти общий язык с детьми, чем с учителями. Ощущаю крепкий тыл в лице заместителей директора по учебно – воспитательной работе. Поддерживает молодёжь и те учителя, у которых не погас задор преподавательской деятельности.

  Хочу сказать о молодом учителе Скерло Эдуарде Валентиновиче, он пришёл на моё место. Преподаёт ОБЖ, информатику, разбирается в компьютерах, технике. И, несмотря на своё строительное образование, нашёл себя в школе. Очень ответственно относится к любому делу и делает его хорошо. Совсем новое развитие он дал традиционному  смотру строя и песни.

  - В советское время была блестящая система образования. С девяностых годов прошлого века идёт модернизация, реорганизация, оптимизация. В итоге мы получили такое образование, с которым не считаются не только на Западе, но теперь уже не ценят и внутри страны. Вы с этим согласны?

   - У меня нет  претензий к образованию, которое я получил бесплатно  в советское время - ни к школе, ни к университету. За два последних года была разрушена сама система образования путём проведения разнообразных экспериментов, которые продолжаются до сих пор. Каким образом можно воспитать трудолюбивого человека, умеющего работать руками, если идёт сокращение часов по трудовому обучению? А само трудовое обучение превращается в предмет «технология», хотя на язык напрашивается предмет «болтология».

  - В советское время руководители района, РОНО посещали школу, общались с учителями. Может быть,  я ошибаюсь, но мне казалось, что администрация  школы чувствовала  себя защищённой  и получала  с их стороны поддержку. А как сейчас?

  - Представители вышестоящих организаций системы образования  нас посещают. Защищённым себя не ощущаю, потому как нас очень часто посещают контролирующие «карающие» органы, которые по большей части не помогают, а тормозят развитие школы. Понятно, что контролёры выполняют свою работу, но, к сожалению, они опираются на законы и нормативные акты, которые написаны оторванными от реальной жизни «низов» верхами.

   -  Родители наших учащихся в основном выпускники нашей же школы. Общаясь с ними, разговаривая, очень редко услышишь положительное отношение к учителю. Как вы считаете, почему это?

   - Раньше учитель был  источником знаний и эталоном для своих учеников. Более способные ученики имели и хорошую  перспективу во взрослой жизни. В девяностые  годы ситуация резко изменилась - получить хорошие знания и навыки не стало целью для учащихся. Теперь для большинства основная цель – получить только документ об образовании. Учитель перестал быть востребованным как источник знаний.

 Школьники  приходят на занятия иной раз просто «погонять балду», надеясь на то, что можно обратиться к репетитору, который поднатаскает его к экзамену. Отсюда и высказывания родителей о том, что зачем школа, если есть репетиторы.

    - Ваше отношение к ЕГЭ?

    - Вещь хорошая, но её надо распространить на все предметы. А так получается, что есть важные предметы и неважные: знаешь ты его или нет – это ни на что не влияет. Отсюда и нагрузка учителей распределяется неравномерно.

  - В законе «Об образовании в Российской Федерации» прописано право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся. Ваше мнение об этом?

   - С одной стороны – самое положительное. С другой стороны – с опасением думаю, а смогут ли все родители «потянуть» школьную форму. В этом году наши первоклассники на линейке 2 сентября  щеголяли в школьной форме. Закупали её родители. Моя дочь в этом классе. Знаю, что родители очень долго спорили, выбирали и, наконец, пришли к единому мнению.  

  - Чем вы любите заниматься в свободное время?

  - Рыбалка, охота, лес, техника. Хочется  побольше повозиться с техникой, но не хватает времени.

   - Какая у вас семья?

   - У нас с женой Аллой Геннадьевной, тоже учителем,  два сына – студент и семиклассник и дочь первоклассница.

  - Какими успехами наших школьников вы гордитесь?

  - Наши ученики показывают стабильно хорошие результаты при сдаче ГИА и ЕГЭ, хорошие результаты в спортивных соревнованиях и в различных  конкурсах: международных, российских, республиканских.   Дети остались такими же, поменялись лишь приоритеты.   И вообще, наши дети самые лучшие!

  - Сергей Анатольевич, спасибо за интервью. Поздравляю Вас с наступающим Днём учителя. От всей души желаю вам успехов на выбранном  пути, личного счастья.

                                                                                                 Тереза Черенко

                                                                                                      Фото автора

                                                Пос. Ледмозеро

 

 

 

   

    

 

 

                          

   

 

 

 

  

 

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0