Меню сайта
Поиск
|
Иванова Наталья Павловна«Я всегда буду её любить» У Натальи Павловны Ивановой учились два моих внука. И восемь лет виртуально она была членом нашей семьи. Ежедневно можно было услышать такие слова: «Наталья Павловна сказала, что …», «Наталья Павловна сказала, что надо не так»,... Учитель являлся беспрекословным авторитетом для детей. Мне захотелось поближе познакомиться с первой учительницей внуков и вот что она рассказала. «Родилась я 7 ноября 1955 года в деревне Юстозеро Кондопожского района. Школа у нас была малокомплектная, в ней я училась до четвёртого класса. Помню, что сидели все в одном помещении, первый ряд занимали первоклассники, второй – второклассники и так дальше. Какие – то уроки проводились вместе, вспоминается, как на уроках труда шили куклам платья, с пупса снимали мерки. С пятого по восьмой класс я училась в соседнем посёлке Эльмус. Там была школа – восьмилетка и учились в ней дети со всех окрестных деревень. Неделю жили в интернате, а на выходной старались попасть домой. Подвозила нас хлебовозка, в кузове стоял сундук с хлебом, лавочки. Иногда нам говорили, что машина пойдёт вечером, и тогда мы шли пешком около десяти километров. Интернат приучал к самостоятельности, дети сами мыли в комнатах полы, топили печи, дежурили в столовой, парни и девчата повзрослее кололи дрова. Была пионеркой и комсомолкой. Как мы стремились стать пионерами! Учили Торжественное обещание, законы пионеров, старались жить и учиться, соблюдая эти законы. В комсомол меня принимали в райкоме комсомола в Кондопоге. Почему выбрала профессию учителя? У нас это семейное. Мой отец, Фомин Павел Матвеевич, после семилетки поступил в педучилище города Петрозаводска .Перед самой войной окончил ускоренный двухгодичный курс. Вручили дипломы, и семнадцатилетних юношей и девушек отправили по сёлам в школы, так как учителей не хватало. Отец успел лишь записать детей в школу, приготовить оборудование, и всех эвакуировали в Архангельскую область, там немного поработал с детьми. Оттуда же в 1942 году пошёл на фронт, окончил артиллерийское училище, стал лейтенантом, воевал. Тяжёлое ранение в голову, руку и ногу в 1945 году выбило из колеи, долго мотался по госпиталям, перенёс труднейшую операцию. Домой вернулся инвалидом. По состоянию здоровья не мог заниматься педагогической работой, тогда принял на себя библиотеку и она стала одной из лучших в районе. Отец очень любил детей, и эту любовь он передал нам, своим дочерям. Поэтому мы, все трое, тоже окончили сначала педучилище, потом заочно пединститут и работаем учителями. Одна сестра с семьёй живёт в Суоярвском районе, другая – в Кондопожском. Мама у меня из Вологодской области. В Петрозаводск приехала к своей сестре, здесь окончила сельхозяйственное училище, стала ветеринаром. По распределению поехала в Петровский ( теперь Кондопожский) район, вот там она и встретилась с моим отцом. В деревне родители пользовались уважением, к ним обращались односельчане за советом и помощью. Сейчас, к сожалению, родителей уже нет с нами, но их жизнь, их отношение к работе, к людям являются для нас примером для подражания. В посёлок Ледмозеро я впервые приехала тридцать пять лет назад - к своему будущему мужу Анатолию. Очень долгой показалась дорога, в двенадцать часов дня садишься в поезд в Петрозаводске и только в двенадцать часов ночи приезжаешь на место. Было удивительно, что много молодёжи встречало поезд. Посёлок показался большим, обратила внимание, что в самом посёлке почти нет лиственных деревьев, а вокруг посёлка только хвойные леса. Первое время, когда никого не знала, бывало, что и плакала. До этого я три года поработала учителем начальных классов в своей родной школе в Эльмусе, по совместительству вела биологию в некоторых классах, а здесь в школе места не было. В поселковой библиотеке освободилось место заведующей читальным залом и взяли меня. Библиотекарем была Фролова В. Н., а в детской – Кайко Л. Ю. Сотрудничали с работниками Дома культуры, перед показом фильмов выступали с небольшими беседами. Ходили с беседами и в бригады на нижний склад. В школу меня взяли в 1980 году, правда, сначала в группу продлённого дня. Неккоева Любовь Егоровна и Сидорова Екатерина Ивановна сразу взяли меня под своё крыло, тогда принято было помогать молодым и друг другу. Ходили по домам, собирали с родителей заявления, знакомились с детьми. А через два месяца директор школы Колобов Н. И. предложил мне взять класс, я с удовольствием согласилась, хотя сомнения были – а справлюсь ли, ведь в классе около тридцати учеников. Мне предоставили наставника, к ней я всегда могла обратиться за советом и помощью . Вот так пролетели годы, на данный момент у меня девятый выпуск. При расставании с учениками в четвёртом классе я всегда говорю: « Очень бы хотелось, чтобы вы хорошо учились в старших классах, чтобы мои труды не пропали даром, чтобы вы все были здоровыми, а всего остального вы сможете достичь, если очень захотите и будете стараться». В школьной жизни мне нравится, что ты всё время занят. Имея большой стаж работы, я постоянно учусь, ищу что – нибудь новое, то, что я могу применить в работе с детьми. В голове столько планов, мыслей, идей! Дети все разные, с разными способностями, надо держать в голове и помнить, кто что не усвоил, чему надо каждого научить. Всё это не даёт успокаиваться. И это мне нравится. Я горжусь всеми своими выпускниками, кто нашёл себя в жизни. Как – то директор школы в моей характеристике написал: «…Из её класса выходят законопослушные граждане, нет людей, нарушающих закон». Не знаю, так ли это, не все мои выпускники живут здесь, не знаешь, как у детей сложится судьба. Если сравнивать детей раньше и теперь, то дети , конечно, другие, потому что другими стали родители. У нынешних родителей другой подход к жизни. Посёлок Ледмозеро стал для меня второй родиной, здесь я прожила большую часть своей жизни. Здесь мы с мужем вырастили дочь. Она выбрала профессию, связанную с учительской, работает в Социальном центре в городе Петрозаводске, у меня растёт внук. Муж восемь лет назад ушёл из жизни. Здесь я нашла свою подругу жизни, к ней я могу прийти и с радостью, и с горем. И тогда радость становится вдвойне больше, а горе – на порядок меньше». С Натальей Павловной я знакома с первого дня пребывания её в нашей школе. На первых порах была у неё наставником. С самого начала она показывала добросовестное, серьёзное отношение к работе. Год от года росло её мастерство. Ныне Наталья Павловна - учитель первой квалификационной категории. На протяжении многих лет успеваемость у её учеников - сто процентов. В своей работе использует технологии опережающего, дифференцированного, игрового обучения. В последние годы активно осваивает ИКТ технологии. Она владеет содержанием учебных предметов, методикой их преподавания и дидактической организацией на высоком уровне творчества. Наталья Павловна поддерживает тесную связь с детской поселковой и школьной библиотеками, что помогает ей эффективно и нестандартно строить уроки чтения. Учителя литературы отмечают вдумчивое чтение учеников Натальи Павловны. Она хорошо знает психологические особенности своих подопечных, умело создаёт комфортный психологический микроклимат в классе. Умеет заинтересовать родителей в результатах учебно – воспитательной деятельности, создать условия для тесного взаимодействия с родителями учащихся . Ребята и их родители охотно участвуют и занимают призовые места в республиканских конкурсах, объявляемых через газету « ТВР – панорама». Наталья Павловна имеет звание «Старший учитель», награждена Почётной грамотой Министерства народного образования КАССР и обкома профсоюзов работников народного образования, Почётной грамотой Министерства образования РФ, медалью «Ветеран труда». Вот как ответили родители выпускников – четвероклассников на мой вопрос: « За что вы благодарны Наталье Павловне?» «За терпение, выдержку, за волевой характер». « За то, что она старается найти подход к каждому ребёнку». «За то, что она хороший, отзывчивый педагог, к ней можно позвонить в любое время суток, и она поможет, чем сможет». «Наталья Павловна всегда проводит интересные родительские собрания, выбирает тему, которая волнует родителей». «Приучает детей к порядку, дисциплине, ответственности, учит держать данное слово». «Может быть иногда, как говорит сейчас молодёжь, Наталья Павловна нас слишком нагружает, но зато мы в полной мере чувствуем себя родителями». А вот это отрывки из сочинений четвероклассников на тему «Моя первая учительница» Демидов Даниил: «Моя первая учительница выглядит так: у неё рыжие волосы и голубые глаза. Она носит иногда нарядную, а иногда и строгую одежду. Наталья Павловна очень понятно всё объясняет. Мне не хочется расставаться с начальной школой и с моей первой учительницей». Крупень Лера: «Наталья Павловна не любит, когда на уроках балуются. Она ведёт уроки так, что всё интересно и понятно. Как человек, моя первая учительница жизнерадостная и общительная. Хочу пожелать Н. П., чтобы она никогда не болела». Якшибаев Илья: «Наталья Павловна добрая, хотя иногда и ругается на нас. Я любил, когда она хвалила меня за хорошо выполненные контрольные работы, нравилось, когда водила нас на экскурсии по посёлку. Я пришёл в школу глупым, а Наталья Павловна сделала меня образованным человеком – и за всё это я ей благодарен». Пономарёв Вадим: «Мой любимый предмет – окружающий мир, потому что каждый раз на уроке я узнавал что – то новое. Ещё мне нравится русский язык. На уроках Натальи Павловны мне было всё понятно. Моя первая учительница добрая и весёлая, желаю ей счастья, крепкого здоровья, успехов во всём. Я люблю свою первую учительницу». Скалаба Юлия: «Наталья Павловна хоть и строгая, но весёлая и жизнерадостная. Когда я пришла в первый класс, то ничего не знала. И вот за четыре года научилась читать, писать, решать примеры и задачи. И всё это благодаря моей первой учительнице. Я всегда буду её любить и никогда не забуду». Лазарь Даша: «Начальная школа для меня, как второй дом. Наталья Павловна дала нам очень много тепла, доброты и ласки». Калоша Настя: « Наталья Павловна – весёлая , на уроках может посмеяться, но в то же время стать и строгой. Она – энергичная, мы ходим в походы, для мальчиков она проводит рыцарские турниры, а для девочек – «А ну – ка, девочки» и для всех - много разных мероприятий. На день рождения дарит всем подарки, устраивает весёлые конкурсы. Я не хочу расставаться с моей первой учительницей, потому что привыкла к ней, как ко второй маме».
Очень жаль, что в посёлке уменьшается количество детей, уходят в прошлое параллельные классы. И более старшим учителям приходится уступать место молодым. Но я надеюсь, что Наталья Павловна Иванова ещё будет востребована в школе. 4а класс 2012 год Моя учительница рис Пономаревой Оксаны 4а класс
Т. В. Черенко Посёлок Ледмозеро Фото автора и из личного альбома Н. П. Ивановой (Очерк напечатан в районной газете «Муезерсклес» от 28 июня 2012 года)
|
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |