Пятница, 19.04.2024, 13:39
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Пивоварова Л.А.

Этот материал был напечатан в газ. «Муезерсклес» №16 от 27 апреля 2017 г.

Она всегда стремилась соответствовать требования времени

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ЛИЦАХ

Продолжая начатый несколько лет назад цикл рассказов – портретов педагогов Ледмозерской школы, сегодня я представляю читателям «Муезерсклеса» Людмилу Александровну Пивоварову, учителя начальных классов.

- Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, о своих родителях, семье.

- Родители мои родом с Белоруссии, но познакомились и поженились здесь, в Карелии, куда приехали по вербовке на лесозаготовки. Сначала жили в Тикшозерке, а с 1975 года в Ледмозере. Отец, Илючек Александр Константинович, работал водителем, бригадиром – механиком, мастером лесозаготовок. А последние двенадцать лет, перед выходом на пенсию, мастером в химлесхозе, его восемь участков располагались вдоль границы, в районе Ребол и Кимаса. За многолетний добросовестный труд в лесной промышленности, за достижение высоких показателей в труде и выполнение социалистических обязательств ему присвоено звание «Лучший мастер лесной и деревообрабатывающей промышленности», награждён юбилейной медалью «За доблестный труд», имеет множество Почётных грамот. Мама, Вера Парфёновна, в Тикшозерке была сучкорубом на лесозаготовках, а в Ледмозере сначала нянечкой в детском садике, затем завхозом в школе. У меня три младшие сестры и брат. Семья была многодетная, я, как старшая помогала маме, нянчилась с младшими. Помню, что отец летом постоянно возил нас в Белоруссию, к бабушке. Родители приучали нас к труду с детства, у нас у каждого были свои обязанности по наведению и поддержанию чистоты и порядка в доме и во дворе. Они для нас были примером трудолюбия. Отец своими руками мастерил для дома мебель и делал это с удовольствием, выдумкой. Тем более что в те годы ничего этого не было в магазине.

Отец всегда говорил: «Дети, я вас должен в люди вывести». Свою мечту он исполнил, две мои сестры получили медицинское образование, третья – экономическое.

Родители, будучи оба на пенсии, в трудные девяностые годы, на даче в Емельяновке держали корову, бычка, овец. Внуки целое лето жили у дедушки с бабушкой, купались, рыбачили, собирали грибы и ягоды…

- А где вы учились в школе?

- Четыре года училась в Тикшозерской малокомплектной школе. Моей первой учительницей была Галина Михайловна Козенкова. Училась я хорошо. С пятого по восьмой класс - в Тикшинской школе, жила в интернате. Меня учили хорошие педагоги: учитель математики Эро Петрович Юпилайнен, учитель русского языка и литературы Тамара Фёдоровна Мунтиева - очень добрые, душевные, справедливые люди.

А в девятом и десятом классах училась в Ледмозерской школе, год жила в интернате, пока не переехали сюда родители. Интернат тогда располагался в двухэтажном восьмиквартирном доме, жили в основном ребята из Кимасозера. Воспитателем в тот год была Елизавета Григорьевна Никкина.

Наш класс был сначала большой, в девятом классе около 35 учеников, а в десятом поменьше – 21. Классный руководитель Мария Александровна Толкач, тогда молодой педагог, вела у нас математику. Она старалась дать нам хорошие знания, сдружить. Мне кажется, что у неё это получилось. Мы каждые пять лет собираемся на встречу выпускников, вспоминаем весёлые, беззаботные, счастливые школьные годы.

- Почему выбрали профессию учителя начальных классов?

- Я с детства мечтала стать учителем. Сыграло свою роль и то, что с самого раннего детства нянчилась, воспитывала трёх сестёр, братишку, правда, уже меньше, помогала, как могла, родителям. Всегда для них была старшей, умела их чему – то научить, меня они слушались. А ещё, я представляла себя учителем, который пишет мелом на доске, учит детишек писать, читать, считать.

- Как сложилась ваша жизнь дальше?

- На последнем курсе учёбы в Карельском государственном пединституте вышла замуж за односельчанина, брата моей одноклассницы. После окончания пединститута по распределению поехала в Архангельскую область, год заменяла в первом классе ушедшую в декретный отпуск учительницу. Муж в это время дослужил в армии, демобилизовался и приехал ко мне. Он по специальности был техник – технолог, но ему пришлось поработать не по специальности, так как в посёлке не было такой работы. Нам, конечно, хотелось вернуться в Ледмозеро, где жили наши родители. Я уговорила своё начальство, что если отработаю летом две смены начальником выездного пионерского лагеря, то меня отпустят. Всё получилось, и мы с мужем в августе 1976 года были в Ледмозере, нам дали квартиру, и мы стали обустраивать свой быт.

- Получается, что с 1976 года началась ваша педагогическая деятельность в Ледмозерской средней школе?

- Да, это так. За первый год я успела многое: работала в школьной библиотеке, вела уроки русского языка и литературы в пятом классе, посещала занятия в подготовительной группе детского садика. Хорошая была традиция: учитель в течение полугода знакомился со своими будущими первоклассниками, наблюдал за ними во время занятий, изучал индивидуальные особенности каждого. Дети и их родители за это время привыкали к будущему учителю.

В учительском коллективе были самые дружеские отношения, активно работало методическое объединение учителей начальных классов. Проводились открытые уроки, выступления по вопросам методики преподавания, воспитания учащихся. Это были полезные запоминающиеся мероприятия.

- Вы помните первые годы работы? Тяжело было?

- Да. Класс был большой, но я чувствовала поддержку родителей. Они понимали, что педагог я молодой. Мои первые ученики – Лена Крупень, Ира Рудая, Света Михальчик, Люда Кочина, Игорь Зинкевич и другие.

А всего у меня было восемь выпусков, педагогический стаж составляет тридцать четыре года, восемь лет как я на пенсии. Считаю, что в выборе профессии не ошиблась.

- Дети разные, а требования одинаковые. Как вы поступали?

- Я всегда изучала индивидуальные особенности ребёнка, на что он способен, с какой семьи – и всё это учитывала. Старалась на уроке создавать условия для раскрытия каждого ученика, нацеливала их на то, что получение знаний – это их труд и работа, и её надо выполнять хорошо. Используя разные формы и методы обучения и воспитания, делала учение радостным, доступным, всегда учеников уважала как личности со своими «плюсами» и «минусами», если можно так сказать. Наша профессия ведь самая гуманная, нужная, творческая, мы играем важнейшую роль в формировании личности каждого ученика.

- Произошли ли у вас изменения в отношении к ученикам, когда появились собственные дети, а затем и внуки?

- Конечно, произошли. Я лучше стала понимать их поступки, представляя собственного ребёнка и его реакцию на мои слова или действия. На собственном опыте пришла к выводу: в среднем и старшем звене, если понравится ребёнку учитель, он будет любить и предмет, который он преподаёт.

- Что для вас самое интересное в профессии учителя начальных классов?

- Я очень любила девчонок и мальчишек, которые приходят в школу несмышлеными. Самое интересное - это первый класс. Когда у детей загораются глаза, смотрят на учителя с интересом, удивлением, ожиданием чего – то необычного, нового, неизвестного. Научить правильно держать ручку, написание первых букв… Я обычно брала руку ребёнка и писала вместе с ним. Особо нетерпеливых предупреждала: «Подожди меня, сейчас я подойду и помогу. Я учу тебя, а ты учи руку». В первом классе никогда не задавала домашнего задания, всё старалась делать на уроке. Интересно было наблюдать и видеть, чему они научились через некоторое время, и радоваться вместе с ними своему и их успеху в учёбе.

Мы «начальники» (так называют себя учителя начальных классов) ведь в одном лице и учителя, и воспитатели, и психологи, и певцы, трудовики, физкультурники. Нравилось проводить уроки по всем дисциплинам, организовывать развлекательные внеклассные мероприятия.

- Как вы считаете, нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать учителем начальных классов?

- Я думаю, что каждый из нас помнит, как пришёл первый раз в 1 класс. А первая учительница? Ведь её самую добрую, красивую, умную мы вспоминаем потом всю жизнь.

Обучением и воспитанием должны заниматься люди со склонностями и любовью к этому делу, к детям. Он должен уметь наладить с детьми правильные взаимоотношения, видеть каждого, замечать любые изменения в поведении своих воспитанников. Ну и, конечно, чёткая, грамотная речь, хорошая дикция, эрудиция. Обладать художественными и музыкальными способностями.

 

С Людмилой Александровной мы коллеги, знакомы с первого дня её работы в нашей школе. Знаю её и как заботливую родительницу, у меня учился её сын. Не всё просто складывалось у неё в личной жизни, но Людмила Александровна по характеру борец. Одна подняла дочь и сына. Как она признавалась, что на работу всегда шла с удовольствием, а после работы спешила домой, к детям. Старалась, чтобы они не чувствовали себя обделёнными. Дети выросли работящими, добрыми, получили хорошее образование, а теперь внучки приезжают в гости к бабушке.

За годы работы в нашей школе Людмила Александровна показала себя грамотным специалистом, творческим и инициативным учителем. Она всегда стремилась соответствовать требованиям времени, искала более эффективные формы и методы обучения и воспитания, внедряла в практику передовой опыт. Более пятнадцати лет работала по методике перспективно – опережающего обучения, развития творческой личности, постоянно практиковала в своей работе нетрадиционные формы учебных занятий: урок – игра, урок – диспут, урок – КВН, урок – посиделки. Сначала практикуя работу учащихся в парах и группах, затем перешла к работе по методике коллективного способа обучения. Ежегодно проводила открытые урок не только для учителей своей школы, но и для учителей района. На протяжении многих лет добивалась высоких результатов в учебно – воспитательной работе, работала без второгодников. Прочные знания, полученные в начальных классах, позволяли ученикам Людмилы Александровны не снижать уровень учёбы в среднем звене. Её бывшие ученики и в старших классах демонстрировали прочные знания, занимая призовые места на школьных и районных олимпиадах. В 2012 году три её выпускника окончили школу с медалями.

Людмила Александровна всегда активно участвовала в методической работе школы, неоднократно руководила методическим объединением учителей начальных классов. Оказывала квалифицированную методическую помощь студентам – практикантам.

Систематически проводила занятия родительского всеобуча, знала микроклимат каждой семьи, привлекала родителей к организации воспитательной работы с классом. И надо отметить, что они с удовольствием откликались на любые просьбы и поручения педагога, так как видели результаты своего участия.

Её выпускники помнят свою первую учительницу доброй, строгой, требовательной, интересной, доброжелательной, готовой всегда помочь и прийти на помощь.

Педагоги Дома детского творчества вспоминают о сотрудничестве с Людмилой Александровной, когда они совместно проводили мероприятия: «Карельская горница», «Мисс очарование», «К нам приходит Новый год», «Наша хата утехами богата» и другие. Дети танцуют, поют, участвуют в конкурсах, демонстрируют свои кулинарные способности. На всех этих праздниках всегда присутствуют и родители. Её ученики активно посещали кружки: «Мягкая игрушка», «Чудесное мгновение», «»Хочу на сцену». Участвовали в поселковых, районных, республиканских выставках и неоднократно награждались дипломами и грамотами.

Активно включалась в общественную работу: лектор общества «Знание», неоднократно избиралась в состав профсоюзного комитета школы, несколько лет возглавляла его работу, проявила себя как инициативный, принципиальный организатор.

Бригада Министерства народного образования и Института усовершенствования учителей, проводившая в 1986 году фронтальную проверку школы, высоко оценила уроки Людмилы Александровны и рекомендовала ей объявить все уроки открытыми.

Последние восемнадцать лет, перед уходом из школы, она являлась учителем высшей квалификационной категории. Ей присвоено звание «Старший учитель», она награждена Почётной грамотой Министерства народного образования КАССР, имеет благодарности и грамоты районного отдела образования, администрации школы.

Сейчас Людмила Александровна на заслуженном отдыхе. С ранней весны и до поздней осени она на даче в Емельяновке, на природе, где можно послушать пение птиц и лесные шорохи. Здесь у них есть огород, парник. Летом сюда же приезжают дети, внучки и многочисленные родственники. Купаются, загорают, рыбачат, ходят в лес за ягодами, грибами. Поздней осенью Людмила Александровна возвращается домой. И долгими зимними вечерами любит читать, вязать, посмотреть что – нибудь в Интернете.

Хочется пожелать Людмиле Александровне крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в воспитании внучек, и оставаться такой же деятельной, активной, инициативной.

Тереза ЧЕРЕНКО, пос. Ледмозеро

 

Фото из личного альбома Л. А. Пивоваровой

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0