Среда, 13.12.2017, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Семья Васько

Очерк был напечатан в районной газете

«Муезерсклес» №15 от 24. 04. 2014 г.

      Юбилейная веха учительской семьи Васько

В 2013 году исполнилось 35 лет педагогической деятельности и жизни в нашем посёлке супругов Васько – Надежды Васильевны и Василия Ивановича. Коллеги  и многочисленные ученики хорошо знают их как учителей. Захотелось  познакомиться с этой семейной парой поближе, узнать об их детстве, юности.  И вот что они рассказали.  

 Надежда Васильевна Васько:

- Родилась я 9 февраля 1954 года в Петрозаводске. В семье нас было четверо: отец, мама, старший брат и я. Родители работали в Карелгражданпроекте, отец топографом, а мама – техником.

Сначала мы жили на улице Бесовецкой, и я шесть лет  училась в 40 – й школе. Очень хорошие воспоминания  остались об одноклассниках, учителях. В классе было 42 ученика. Запомнился классный руководитель, ему было лет пятьдесят. Да и все учителя были в возрасте, наверно, работали ещё до войны. Учили нас на совесть, в классе было много хорошистов, сильных в учёбе ребят.  А  потом родителям дали квартиру на Октябрьском проспекте,  и я перешла в 29 – ю школу, а брат остался в 40 - й.

Была и пионеркой, и комсомолкой. Хорошо помню, когда нас, пять человек из класса, одними из первых,  принимали в комсомол. Чувства радость, гордости переполняли душу!

 29 октября 1968 года ВЛКСМ (комсомолу) исполнилось пятьдесят  лет. В честь этой даты было общегородское шествие с факелами.  Комсомольцы нашей школы тоже принимали в нём участие. У каждого в руках был факел – к палке была прибита консервная банка, в неё наливался керосин. Помню, что вся площадь Ленина была освещена факелами. Был митинг, звучали речи, стихи. Зачитали послание комсомольцам на 100 –летний юбилей, текст этого послания был замурован. Получается, что в 2018 году это послание должно быть вскрыто, обязательно съезжу в Петрозаводск, схожу на митинг.

Профориентационных центров в те годы ещё не было, они появились позже. А 29 –я  школа уже вела работу по профориентации. Я занималась в группе по шитью одежды. В девятом и десятом классах мы изучали технику пошива, раскрой, шитьё. Шили вещи по самому сложному фасону.

Родители часто ездили в командировки и нередко нас с братом брали с собой. Они делали топографические съёмки местности, например, под будущий населённый пункт или под будущее строительство предприятия. В старших классах во время каникул я у них работала, чтобы заработать деньги на поездку или для семейных нужд.

После школы по семейным обстоятельствам год проработала секретарём в отделе топографии и геологии. На второй год поступала в пединститут, но не хватило баллов. Взяли меня оператором электронно – вычислительной машины в сметном отделе Карелгражданпроекта. С работой справлялась, по прошествии года меня  уговаривали остаться. Я же хотела учиться, стать педагогом.

Почему выбрала профессию учителя? По совету отца. У него было много учеников, к нему тянулась молодёжь. И он всегда говорил: «Иди на учителя, потому что это вечная молодость».

В пединституте, на факультете географии и биологии, училась в одной группе с будущим мужем, Василием Ивановичем Васько.  Поженились мы на третьем курсе.

 

  В беседу включается Василий Иванович Васько:

- А я родился в посёлке Сосновец Беломорского района. Родители приехали в этот посёлок с Украины, по вербовке, в 1954 году. Мать, Татьяна Никитична, работала сучкорубом, отец, Иван Тимофеевич, - столяром. У меня есть ещё младшая сестра.

Из школьной жизни запомнились учителя истории, литературы, физики, химии. В учителях ценил доброту, отзывчивость, добросовестность, ответственность.

 Хотя, по большому счёту, учиться в школе мне было неинтересно. Во внеурочное время занимался очень многим, всем, что мне действительно было интересно. Любил читать художественную литературу, прочитал многих классиков -  наших и зарубежных. Потом увлёкся детективами. Стихи писал. Все пацаны, в том числе и я, в те годы увлекались игрой на гитаре. Посещал немного музыкальную школу, играл в духовом оркестре. С детства люблю слушать хорошую музыку. Дома у нас был патефон и стопа двусторонних пластинок. С детства люблю технику. Сколько себя помню, отец всегда меня брал с собой на рыбалку и охоту.

В Сосновце, на своей малой родине, бываю регулярно. Там живут мама и сестра с семьёй.  С одноклассниками поддерживаю связь, хотя многие после окончания школы разъехались. На 35 – летие со дня окончания школы я организовал встречу, собралось двенадцать одноклассников из тридцати.

Почему поступил на естественно – географический факультет пединститута? Я очень хотел стать геологом, а учебного заведения, готовящего таких специалистов, в Карелии не было. На этом же факультете работал геологический кружок. У меня просто не было другого выбора.

 Учёба в институте – это лучшие годы моей жизни. Нравилась сама система обучения, преподаватели, студенческая жизнь. Возглавлял студенческое научное общество, организовывал научную работу студентов на всех факультетах. Являлся членом комитета комсомола пединститута, был заместителем секретаря. Посещал геологический кружок. Был заместителем секретаря комитета комсомола пединститута.

 На летних каникулах в стройотряде работал проводником. Кстати, ездил по маршруту Петрозаводск – Юшкозеро, проезжал Ледмозеро, видел его со стороны железной дороги.

Учёбу в пединституте окончил с отличием – с «красным» дипломом.

     

 Однокурсники прочили Василию Ивановичу в научную карьеру или должность ответственного работника обкома комсомола. Тем более, что жили они теперь уже с маленькой дочерью не в общежитии, а в трёхкомнатной благоустроенной квартире тёщи.     Всё шло к тому,  что молодые специалисты останутся в городе.

Супруги же выбрали Ледмозеро. Почему? Я задала им этот вопрос.

Оказывается, Василий Иванович и не мечтал жить в городе. Он хотел уехать в деревню или посёлок, чтобы обязательно был рядом лес, железная дорога. Ну, а в самом посёлке – школа, больница и так далее.

Чуть раньше в Ледмозере на практике были их однокурсники, им здесь понравилось, много  рассказывали о посёлке, школе, о дружном педагогическом коллективе, о любознательных детях. При распределении выяснилось, что в Муезерский район требуется много учителей. Всё совпало.  

Предварительно Василий Иванович позвонил  директору школы -  Колобову Николаю Ивановичу и узнал, что работа будет. Тогда, в 1978 году, в нашу школу приехало восемь молодых специалистов – учителя физики, математики, физкультуры, изобразительного искусства, биологии, химии. Молодой учительской семье  предоставили квартиру в восьмиквартирном доме, где супруги стали потихоньку обживаться.

 Как раз с сентября 1978 года начали работу кружки в только что открывшемся Доме пионеров (сейчас -  Дом детского творчества). Надежда Васильевна и занялась их комплектованием. Вела краеведческий кружок, а по совместительству - уроки природоведения в школе.

Через год семья Васько пополнилась – родилась вторая дочь, Татьяна.  Непросто было – работа, две маленькие дочери, но всё пережили, справились. По возможности приезжала мама, как могла, помогала.

А тут вшколе появилось место учителя обслуживающего труда, и Надежда Васильевна его заняла. Очень пригодился опыт, полученный в старших классах 29 – й  школы. К тому же много занималась самообразованием, ездила на курсы повышения квалификации.

Василий Иванович полтора года преподавал биологию и географию, а когда появилась такая возможность, то стал учителем труда. Конечно, специального образования он не имел, но помог столярно – слесарный опыт, природная смекалка, умение учиться. Он не только быстро адаптировался к новым обязанностям, но и поставил на высокий уровень преподавание трудового обучения в школе.

Василий Иванович с первых уроков расположил к себе учеников и коллег.

При первом знакомстве  обращаешь внимание на его проницательные карие глаза, бороду. А когда он начинает говорить, любая аудитория сразу замолкает. Сначала вслушиваешься в его голос, а дальше в ход идут интересные факты, железная логика, веские аргументы, критика по делу, если это требуется.

 В этом могли убедиться не только ученики и коллеги, но и другие жители посёлка. Много лет у нас существовало общество «Знание». Учителя с лекциями на самые разные темы выступали в трудовых коллективах, в Доме культуры перед просмотром кинофильмов. Василий Иванович всегда интересовался политикой, поэтому беседы проводил о международном положении, о разоружении. В те годы это было актуально.  Его беседы пользовались у слушателей огромным успехом.  

Я хорошо помню занятия теоретического семинара по научному коммунизму.. Руководителем его был директор школы Николай Иванович Колобов. Это было время, как теперь говорят, застоя, начало перестройки. Василий Иванович на все обсуждаемые вопросы имел свой взгляд, своё мнение и часто вступал с руководителем семинара в полемику. Остальным участникам было интересно их послушать.

 Как известно, в споре рождается истина.  И помню, как мы были удивлены (это мягко сказано), когда Василий Иванович начал смело критиковать марксистско – ленинскую идеологию, предрекая ей скорый крах. И ведь жизнь показала, что он был прав.

В 1990 году рядом со средней школой было построено здание под мастерскую и кабинет обслуживающего труда. Стало очень удобно и учителям, и учащимся. Задаю супругам  вопрос о материальной базе мастерской и кабинета обслуживающего труда.

 

 Вспоминая то время, Василий Иванович говорит:

 «Материальная база всегда хромала - и тогда, и сейчас. Школы нищие и всегда были проблемы, но тогда директор школы обращался за помощью к руководителям местных предприятий, и они, как могли, помогали. Большая благодарность Григорию Фёдоровичу Лямину -  директору химлесхоза. С его помощью закупили для школы станки и другое оборудование. С тех пор на этом, собственно, и работаем.  Очень помогал в приобретении инструментов, материалов леспромхоз, большое спасибо его руководителям – Василию Ивановичу Токареву, Алексею Евдокимовичу Щемелеву, Виктору Вейковичу Агапитову, Владимиру Владимировичу Черепу».

Надежда Васильевна много сил вложила в обустройство кабинета обслуживающего труда: изготовила, систематизировала раздаточный материал, с помощью мужа  были сделаны укладки для инструментов, оформлен стенд о профессиях и многое другое. Сначала в кабинете были ручные швейные машинки, потом появились промышленные, электрические.

Как вспоминает Надежда Васильевна, раньше девочки охотно шили, вязали. Был интерес, потому что хотелось иметь в своём гардеробе что – то нарядное, сшитое или связанное своими руками.  В магазинах в то время этого просто не было. Кроме того, учили готовить то, что возможно в условиях мастерской (салаты, выпечка). В мастерской для этого есть электроплита, посуда. Учебная программа за эти годы менялась несколько раз. В последние годы, к сожалению, до минимума уменьшилось количество часов трудового обучения.  А в итоге получается -  не учим девочек быть хорошими хозяйками.

Ученицы отмечают Надежду Васильевну как чуткого, внимательного, доброжелательного педагога, готового всегда помочь, ненавязчиво, тактично исправить, если что – то сделал неправильно.  Некоторые её выпускницы выбрали профессию швеи и другие профессии сферы обслуживания. Сейчас Надежда Васильевна на пенсии.

Василий Иванович  в своё время  был руководителем районного  методического объединения учителей трудового обучения, проводил активную методическую работу. Долгие годы ведёт  для учащихся кружок технического творчества.

Являясь заведующим мастерской, в условиях дефицита материалов и инструмента Василий Иванович  много сил прилагает для обеспечения материально-технической базы кабинета, постоянно занимается его оборудованием и оформлением: ремонтирует, чинит, выдумывает упрощённые изделия, самодельные наглядные пособия.

В мастерской имеется вся необходимая наглядность и документация по правилам техники безопасности, поддерживается санитарный режим, соблюдаются условия техники безопасности. Результат этой работы - отсутствие случаев травматизма.

С учащимися строг, требователен, справедлив, умеет стимулировать оценкой, похвалой или порицанием.  Неизменно обучающиеся у него ребята выделяют его как замечательного педагога и наставника. А Василий Иванович отмечает как положительный момент то, что учащихся в классах стало меньше, и потому удельный вес выделяемого  времени на одного ученика увеличился. У ребят есть интерес к технике, они стали более развитые, многим интересуются.

  Ежегодно в июне Василий Иванович руководит трудовой практикой юношей – старшеклассников.  Результаты этой работы налицо: новая ограда вокруг здания школы, отремонтированное крыльцо, реконструированные кабинеты, гардероб и многое другое.  А воспитательный эффект этой деятельности просто неоценим.

 

С  1989 года семья Васько живёт в двухквартирном доме, держат небольшое хозяйство, на их огороде растёт всё. Василий Иванович – заядлый рыбак и охотник.  Дочери с семьями сейчас живут в Петрозаводске. Старшая внучка Даша учится в школе искусств, играет на фортепиано, сама сочиняет музыку – это у неё от дедушки. Иногда Василий Иванович радует нас, коллег, исполнением своих песен под гитару. Младшая внучка Маша в этом году пойдёт в школу. Как признаётся Василий Иванович, дочек – то  особо некогда было воспитывать, зато внучкам уделяет больше времени, ведь времени свободного теперь стало побольше. Дочери его очень ценят, знают, что он всегда поможет, даст правильный совет по жизни.

А вот как ответил Василий Иванович на мои блиц -  вопросы.

- Что вас может растрогать до слёз?

- Растрогаться могу и без причины.

- Что вас может порадовать?

- Успехи внучек.

- Что вас может удивить?

- Если обнаружат жизнь в космосе или если инопланетяне прилетят к нам во двор.

Надежда Васильевна и Василий Иванович Васько -  уважаемые в посёлке люди. От всей души хочу пожелать им крепкого здоровья, благополучия, любви родных и близких.

                                                                                                                                      Т. В. Черенко

                                                                                                                                       Фото автора

                                                                                                                 пос. Ледмозеро

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0