Этот материал был напечатан в районной газете Муезерсклес» № 47 от 3 декабря 2015 года
К 60 – летию Ледмозерской школы
Мы завершаем публикацию серии очерков, подготовленных нашим внештатным корреспондентом Терезой Викторовной Черенко к 60 – летию Ледмозерской школы, который учителя, ученики, родители, выпускники самых разных лет готовятся отпраздновать 5 декабря. Сегодня её рассказ об учителях истории - Галине Ивановне Зиновьевой и Галине Матвеевне Кирьяновой.
Две истории – об учителях истории
Г. М Кирьянова:
Я выросла в неповторимой атмосфере Соловецких островов
Галина Матвеевна Кирьянова рассказывает о себе:
- Родилась я 25 декабря 1954 года на острове Соловки Архангельской область в семье рабочих. Отец родом из Поморья, мама – из Архангельской области. На острове была воинская часть, родители в ней и работали. В семье росло четверо детей.
В школе училась довольно легко, но среди моих четвёрок и пятёрок была тройка по физкультуре – не получалось у меня. Любимым учителем у меня был Геннадий Сергеевич Кожевин, учитель истории, очень эрудированный человек.
Учитель музыки Раиса Денисовна Сысоева привлекала нас в художественную самодеятельность, мы ставили спектакли, читали стихи, пели песни, участвовали в концертах. Концерты в воинском клубе были серьёзные - выступали моряки, офицеры, их жёны, все поселковые таланты. Побывать на таком концерте, а тем более принять в нём участие, было счастьем.
Я выросла в необыкновенной атмосфере острова Соловки: леса – заповедники, берег моря усеян золотистым песком, тут же лежат огромные валуны, грандиозный монастырь с неприступными стенами, мимо которого я каждый день проходила в школу. Вспоминаю, что ходили в походы. На острове пятьдесят два озера, соединённых каналами. Есть лодочная станция, можно взять лодку и проехать по этим озёрам. Вот как раз такая прогулка была у нас после выпускного вечера. Остановились, развели костёр, пели песни, мечтали, строили планы на будущее. Мне нравилось, что огромное количество людей едут к нам на Соловки, любуются и восхищаются этой красотой, знакомятся с историей Соловецких островов.
Всё это повлияло на выбор профессии, я мечтала быть экскурсоводом. Поступила на историко – филологический факультет Петрозаводского университета, учиться нравилось. На летних каникулах стала работать экскурсоводом в Соловецком музее. Дипломную работу писала о Соловецкой школе юнг. Тогда на острове проходили слёты юнг - ветеранов, я их видела, слышала их воспоминания. И важно было не потерять их историю. Материал о юнгах собирала в том числе и в архиве военно – морского флота в Гатчине. Эту дипломную работу взял Соловецкий государственный историко – архитектурный и природный музей – заповедник.
В 2002 году отмечали 60 – летний юбилей школы юнг. К этой дате был выпущен сборник воспоминаний о юнгах, а вступительной статьёй в сборнике – моя дипломная работа. Я была на седьмом небе от счастья и гордости.
В 1977 году окончила университет и поехала отрабатывать положенные по закону три года в Ледмозеро. Почему сюда? При распределении был вывешен большой список мест, куда требовались учителя истории и обществоведения. До этого моя однокурсница ездила по путёвке в Болгарию в одной группе с Аней Шаллиевой, она из Ледмозера. Подруга рассказывала о посёлке, и я имела кое - какое о нём представление. Тогда это была пограничная зона, проезд только по пропускам. Поезд приходил в 12 часов ночи, меня встретил незнакомый молодой человек, довёл до гостиницы, помог донести вещи. И так началась моя трудовая деятельность, которая продолжается до сих пор.
В те годы в школе было очень много молодых учителей. Первый год жили в трёхкомнатной квартире в учительском доме с Ниной Савватьевной Ковалёвой (Кобриной), учителем русского языка и литературы, и Надеждой Александровной Чуманевич (Шинкевич), старшей пионервожатой. Каждый день ходили в кино, по выходным – на танцы. Здесь встретили своих будущих мужей, вышли замуж. К сожалению, мой муж рано ушёл из жизни, у нас росли два сына.
Чем запомнился первый год работы? На практике осваивала те знания, которые получила в университете, было непросто. Классное руководство дали мне в выпускном десятом классе. Ребята все рослые, а я невысокая. Душеньку они на мне отвели, любили доводить молодых учителей. Сейчас, на встречах выпускников, вспоминается это с юмором, а тогда было не до смеха.
- У вас большой стаж работы в школе. А волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?
- Да, до сих пор волнуюсь.
- О чём вы думаете, идя в школу и из школы?
- Я испытываю предчувствие радости от того, что познакомлю детей с интересными историческими событиями, людьми. Обдумываю, как доступнее преподнести материал, чтобы дети поняли, чтобы им понравилось и запомнилось.
По дороге домой прокручиваешь в голове все встречи, диалоги. При проверке тетрадей даёшь волю эмоциям, «разговариваешь»: «Что же ты тут мне написал?!» или «Ой, какой молодец! Прямо то, что я хотела!»
- Были ли у вас «звёздочки»?
- Были «звёздочки», всех не перечислишь. Интересно было заниматься в кружке «Белые пятна истории». Ребята делали доклады, сообщения, умели писать рефераты – самостоятельно, без Интернета, тогда его не было. Много читали, искали в библиотеке нужные книги, статьи.
Одно время вместо экзамена по истории в выпускном классе допускалась защита реферата. Сейчас при сдаче ЕГЭ многие выпускники выбирают обществознание. Предмет даёт возможность показать свой кругозор и эрудицию.
- Последнее время критикуют учебник истории. На Ваш взгляд, что в нём не так?
- У нас учебники переиздаются, и их авторы меняются чуть ли не каждый год. Это плохо, потому что по одному учебнику наработаешь задания, тесты, вопросы, кроссворды составишь, и вдруг приходит новый учебник. Это, конечно, мои трудности как учителя.
По сравнению с советскими учебниками изменения коснулись в основном двадцатого века.
Во время перестройки стали выпячивать просчёты в нашей внешней и внутренней политике. А у кого нет просчётов? Началось самобичевание. Авторы как будто злорадствовали. Взрослые люди с жизненным опытом это воспринимают по – своему, а у детей подрываются основы гражданственности.
Сейчас выработан более объективный взгляд на нашу историю. С этого года принят историко – культурный стандарт, который даёт базу – вот так надо понимать определённые события. Но после каждого курса обозначены трудные вопросы истории, которые вызывают дискуссию, знакомство с разными точками зрения.
- Как вы оцениваете моральный настрой молодёжи к учёбе?
- Есть такие ребята - труженики, которые поставили перед собой цель, что им это надо и идут к её осуществлению. Стала замечать, что становится больше тех, кто беззаботно и легкомысленно относится к учёбе. В связи с платным образованием они, видимо, переложили ответственность на родительский кошелёк, поэтому и не стараются учиться.
- Почему, на Ваш взгляд, в учительской среде преобладают женщины?
- Во – первых, это очень трудная профессия. Не все мужчины за это берутся, хотя они в этом не признаются. А на первый план ставят низкую зарплату и отсутствие карьерного роста.
- Среди учителей существует конкуренция? Вам знакомо чувство зависти?
- Не знаю, можно ли это назвать конкуренцией, когда учитель даёт открытый урок и старается показать всё хорошее, что он умеет, чего он достиг. Я могу признать, что этот учитель умнее, талантливее, и для меня это может стать стимулом к совершенствованию.
А чувство зависти… Нет, я самодостаточна, и вижу в себе другие достоинства.
Хотя в начале двухтысячных годов у меня был такой период, что я потеряла веру в себя. И я в течение трёх лет в июле - августе стала на Соловках водить экскурсии. Мне было важно, чтобы людям понравилось, я старалась внести разнообразие, чтобы экскурсанты увидели, что Соловки – это необыкновенное место. И когда после экскурсии звучали аплодисменты и отзывы «Вы влюблены в свою профессию», я снова поверила в себя. Сейчас езжу туда каждый год на неделю, но не работать, а отдыхать, посещаю могилы родных. Соловками увлеклись и некоторые мои коллеги, и теперь посещают остров со мной почти каждый год.
- Как вы относитесь к исправлению своих ошибок в жизни?
- Ошибки, конечно, были, многое уже не исправить. А если есть возможность, то стараюсь это сделать.
Наложило отпечаток на мой характер и то, что в семье я была младшенькой, меня баловали. Потом - по знаку зодиака я Козерог, а у нас в характере, что всё должно быть по правилам.
Бывало, слишком много требовала с других. По молодости могла повысить голос, ведь характер прямолинейный, взрывной. С возрастом становлюсь мягче, терпимее, снисходительнее, наверное, мудрее.
- У вас два взрослых сына. Продолжите фразу «Женщина должна воспитать в сыне…»
- Трудолюбие, уважение к женщине, к старшим – вообще к людям, заботливость, отзывчивость, любовь к родной земле.
- Кроме школы, чем заполнена Ваша жизнь?
- В свободное время люблю почитать книгу. Раньше увлекалась вязанием, даже макраме плела. Люблю повозиться на огороде, развожу цветы, зимой катаюсь на лыжах. С удовольствием вожу машину, а ещё люблю путешествовать.
Тридцать восемь лет Галина Матвеевна Кирьянова преподаёт в нашей школе историю и обществознание, учитель первой категории. За многолетний добросовестный труд награждена значком «Отличник народного просвещения», Почётной грамотой Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия, другими грамотами. Ответственный и добросовестный педагог, стабильно добивается высоких результатов учебной деятельности. Галину Матвеевну уважают ученики, учителя, родители.
Галина Ивановна и Галина Матвеевна учили моих детей и внуков, и я от всей души благодарна им за это. Желаю вам, дорогие учителя, крепкого здоровья, личного счастья, удачи и терпения.
Т. В. Черенко Фото автора Пос. Ледмозеро