Пятница, 29.03.2024, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Колобов Николай Иванович

Эта заметка корреспондента районной газеты «Авангард» В. Агаркова была напечатана 16 февраля 1982 года.

                                                       Думающий коллектив

                                                  ( Рассказ об опыте работы Н. И. Колобова)

       Житейские добродетели в нас от отца – матери, идеи – от учителя.

                                                                                          Иван Васильев «Земля русская».

       Учителя Ледмозера первую часть утверждения, выраженного в эпиграфе, опровергают. На учёте в милиции посёлка нет школьников. Ни одного. А раньше было   иначе – милиция опекала десятки «трудных».

  Куда же эти «трудные» подевались? А им таковыми не позволили сделаться учителя. Как вы сами понимаете, строгого помахивания пальцем для этого недостаточно.

  Целый день я провёл в школе, и за это время ни один юный шалопай не был приведён в кабинет директора для распекания. А дети те же, что и везде. Те же бесенята сидят в озорниках и так же е дают им угомониться даже на несколько минут, даже на уроке самого директора.

  На перемене Николай Иванович объясняет:

    - Это тяжёлый класс. Все 45 минут держишь вожжи натянутыми.

  Самая неэффективная педагогика – лобовая. Что ни педсовет, то разговор о неуспевающих, что ни заметка в стенгазете, то укоризны, молнии и громы в двоечников. В таких случаях «Васька слушает, да ест», как писал Крылов. Двойке страх не страшен, её подсекает интерес к учёбе. А озорство уже не озорство, когда играющие в ребёнке неукротимые и ему самому непонятные силы находят выход в азарте спортплощадки.

В Ледмозере укротили стихию детской «трудности»едва не поголовным (на 80 – 90 процентов) вовлечением ребятни в кружки – предметные, спортивные, художественные. Произошло это за годы директорствования Н. И. Колобова.

Правильно это будет сказать, что это сделал директор? Неправильно. Инициатива исходила от многих учителей, не только от директора. А сказать, что это не директор сделал – правильно? Тоже неправильно.

Директор здесь инициативен сам и умеет ценить инициативу чужую. В итоге же получается обстановка, которую можно подвести под ранг творческой. Употребляю это слово так осторожно, потому что в жизни у нас, увы, творчество встречается примерно столь же редко, насколько часто мы это слово пускаем в ход.

Творчество трудоёмко. И когда бывший организатор внешкольной и внеклассной работы Тамара Ивановна Катричко взялась за организацию клуба выходного дня, ей и её мужу, учителю физкультуры Валерию Михайловичу, этот клуб действительно стоил выходного.  Как и многим другим.

Творчество, чтобы осуществиться, требует не только выдумки, но и упорства. Довести задуманное до конца – это только скоро сказывается. Остынь директор – остынут и другие. Колобов не остывает.

Сейчас школа заново отделывается после ремонта. Ленинский зал, комната боевой славы, зал профориентации – всё в работе. Появляются стенды, фотовитрины. Видно стремление всё сделать прочно, красиво, современно.

Чего стоил ремонт школы директору, рассказывать не буду. Пожалею его нервы.

Плоды этого коллективного педагогического творчества сегодня – повысившийся процент успеваемости, яркая военно – патриотическая работа ( на 23 февраля готовится факельное шествие к обелиску в центре посёлка), разнообразные кружки детской самодеятельности, система школьного самоуправления, о которой уже говорят и за стенами школы.

Известное требование к современному руководителю гласит: руководитель должен заражать подчинённых своей тягой к самообразованию. Проведите один день рядом с директором школы, потом скажете, какая у вас останется тяга, кроме тяги ко сну. Не случайно так мало охотников занять эту должность. Выдерживают её сильные.

Николай Иванович Колобов ровен, спокоен, улыбчив, ценит юмор и умеет пошутить – это один из секретов его человеческого обаяния.

Пётр Петрович Буракевич, учитель химии, - один из самых активных лекторов в Ледмозере. Лекции он пробовал читать ещё в студенческие годы – требовали преподаватели. А в школе взялся за лекции отчасти и потому, что его заразил пример директора.

У Колобова сильный, красивого тембра баритон, говорит он увлечённо и увлекающее, а выговаривает слово по – учительски внятно, полногласно, и в то же время его речь непринуждённа, естественна, без всякой деланности. И особую окраску этой речи придаёт неожиданный для курянина московский выговор. Интонации москвичей не только легко узнаваемы, но и в чём – то особенно домашни, обыденны, приветливы и вот именно непринуждённы.

Кто – то из читателей, наверно, пожмёт плечами: к чему, мол, эти тонкости! Учительский голос – не игра на флейте и не эстрадный вокал. Даже, мол, читать неловко. Готов спорить с таким читателем. Это всё до крайности важно. Мы сплошь и рядом только потому плохо говорим, что не знаем, какой это важный инструмент воздействия на аудиторию – наш голос. Голос у нас пока «ставят» певцам да актёрам, но уже и до лекторских школ дошло – начали преподавать технику речи. Демосфен не зря утверждал, что для оратора важнее всего три вещи: произнесение, произнесение и ещё раз произнесение.

Но дело не в одних ораторских данных, природных и выработанных профессией и прилежанием. Главное – то, о чём и что говорит Колобов. Его выступления на педсоветах так обстоятельны, анализ темы всегда так серьёзен, что – это говорят сами учителя – после такого выступления директора просто стыдно выступить небрежно, недодумав свою мысль или отделаться словами, за которыми нет мысли и не последует дело.

Директор – он и пропагандист по «должности». У Николая Ивановича Колобова пропагандистская деятельность – не «нагрузка» в обычном понимании этого слова. Он, очевидно, из тех людей, которых психологи уже на уровне учеников четвёртого – пятого класса выделяют в особый разряд, - так и говорят: «деловые дети». От других они отличаются тем, что ничем их не заставить заняться, пока они сами не увидят в деле реального, ощутимого, понятного им смысла. Ничего ради формы, ничего в силу неосмысленной привычности, ради «обрядности», потому лишь, что так положено.

В этом учебном году введён для учителей новый курс – на целых пять лет: «Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе». И вот что мне показалось характерным для Колобова. Говорить об этом курсе довелось уже не с одним директором. Но только от него я услышал:

 - В вузе это не преподавалось. Теория воспитания не даётся в таком объёме. Марксистско – ленинское обоснование теории воспитания – это даётся в каждом педагогическом курсе. Но сведённого в целом – не найти. Этот вот пробел теперь и решили наверстать.

Наши школьные директора оказались в сложном положении: программа нового курса есть, а литературы нет. Заказал и Николай Иванович книги по межбиблиотечному абоненту, но дождаться их не может. Всё, что на сентябрьском семинаре в Петрозаводске получил, - уже вычерпано в лекциях по первым темам.

Другие говорили об этих сложностях, и Колобов тоже. Только вот в чём различие: от него одного я услышал это убеждённое «пробел».

Колобов в теории видит компас для практики. Спросят: а что же тут оригинального? Ничего оригинального. Это банальность, если брать утверждение само по себе. Но в жизни – то мы чем грешим? На каждом шагу - заводишь речь о теории, о научном обосновании такого – то практического шага, а люди отмахиваются: «Ах, это теория!» Дескать, вещь почтенная, конечно, но не про нас она, маленьких людей, занятых такими простыми и обыденными делами.

 Так что не об оригинальности речь ведётся, а об уровне мышления, о духовной зрелости пропагандиста, об умении осмыслить практику в теоретических категориях, а в теории разглядеть её приложимость к практике.   

В силу таких побуждений занимается в Ледмозере директор школы изучением возрастной психологии, психологии организаторской деятельности и другими проблемами педагогической психологии. И не просто сам занимается, а ведёт соответствующий семинар с учителями.

Выход в практику у таких занятий теорией налицо: из них, собственно выросло ледмозерское школьное самоуправление и прочие достижения и новшества. Сейчас, например, входит в практику ещё одно – педконсилиумы.

 Даются Колобову его лекции и семинары трудом, большим трудом. Он и в Петрозаводске немалое время провёл в публичной библиотеке, и дома, те часы, которыми располагает директор, проводит над книгами. Сам свёл, пользуясь справочным томом, из сочинений В. И. Ленина его высказывания по вопросам педагогики.

Сейчас в школе решили поломать привычную практику облегчённого проведения семинаров, когда готовятся к занятиям лишь те, кому поручено выступить с рефератом. На добровольных началах, демократическим способом договорились: проводить семинары по – студенчески, всем готовиться по каждому вопросу.

В Ледмозере самая сильная в районе организация общества «Знание». Опять – таки дело не в одном Колобове – энтузиастов лекционной пропаганды там немало, в том числе неутомимая Елизавета Григорьевна Никкина, которая, даже находясь в больнице, звонит оттуда по предприятиям , устраивая встречи лекторов с аудиториями. Но и заслуги Николая Ивановича здесь неоспоримы. Как и прежде, он поручает слушателям своей школы научного коммунизма готовить к занятиям политинформации , повторять их перед учениками, потом выходить в рабочие коллективы посёлка.

Лекции рождаются и из рефератов по педагогическим вопросам – потом их слышат родители. Часто выступают многие – В. И. Васько, П. П. Буракевич, Р. А. Сергеева, Г. Д. Токарева, Т. В. Черенко, Л. А. Ключерова, Т. В. Савина и не только они. И жена директора Лилия Ивановна тоже не «освобождена» от этой работы. Она подготовила лекцию о Есенине, но не просто лекцию, а лекцию – концерт: вместе с ней выступают и школьники с исполнением есенинских стихов. Слушателям нравится.

Вся эта работа сведена в общий план идейно – воспитательных мероприятий парторганизации. И характерна в ней черта, которую, я думаю, позволительно назвать стремлением к комплексному подходу. Одно из практических заданий по нынешнем курсу школы научного коммунизма , порученное Г. И. Подойниковой, такое: «Заветы В. И. Ленина «учиться коммунизму», «учиться работать», «учиться управлять» - теоретическая основа реализации связи образования, обучения и воспитания молодёжи с практикой коммунистического строительства». Галина Ивановна, историк, заведует Ленинским залом. Заключается это практическое задание в том, чтобы разработать по этой общей теме тематику бесед, которые подготовят частично другие учителя, частично – учащиеся. Они, соответственно, будут сами и с беседами и выступать. А на семинаре Галина Ивановна даст обзор всего вовлечённого в эту, прямо скажем, немалую работу материала.

Ленинградские методисты разработали критерии для определения пропагандистского мастерства. Это довольно сложная система оценок различных умений пропагандиста, оснащённая ещё непривычной терминологией. Высшая ступень, говоря упрощённо. – это когда пропагандист не только умеет знания преподнести и побудить слушателя учиться всерьёз, не имитируя учёбу, но и воздействовать на практическое поведение слушателей, включить их в содержательную и полезную для общества работу. Для Колобова такая работа стала личной нормой, индивидуальной установкой, собственным стандартом.

Что из всего этого получается? Приезжайте в Ледмозеро, посмотрите. Это коллектив учителей, в котором ясно чувствуется взаимопонимание, они единомышленники. И – один, для меня лично значительный штрих. Учителя в этой школе как – то иначе, чем в других, слушают лекции. Внимание острее, интереса больше, вопросы лектору задают. Может быть, именно оттого, что у них больше развито особое качество – назову его так: интенсивный режим коллективного мышления. В общем, думающий коллектив. Детям это на пользу.

                                                                                                                               В. Агарков.

                                                                                                                          Фото  А. Серебренникова.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0