Четверг, 15.11.2018, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Шаткова Людмила Виссарионовна

Этот материал был напечатан в газете «Муезерсклес» № 7 от 22 февраля 2018 года

21 февраля Людмиле Виссарионовне ШАТКОВОЙ, в прошлом учителю физики, много лет посвятившей себя работе в Ледмозерской средней школе, исполнилось 60 лет. Накануне я побеседовала с ней.

Педагог Людмила ШАТКОВА:

Мечтаю о справедливости для всех людей

РЯДОМ С НАМИ

- Людмила Виссарионовна, расскажите, пожалуйста, о своей малой родине, о семье, о себе.

- Родилась я в посёлке Чупа Лоухского района. Вокруг посёлка находились рудники: Малиновая Варакка, Хетоламбино, Тедино и другие. В двенадцати километрах - деревня Пулонга, она знаменита тем, что там жил Матвей Коргуев, знаменитый сочинитель сказок.

Род Шатковых известен в Чупе. В далёком 1934 году мой дед, Алексей Петрович Шатков, горный мастер, заядлый охотник, бродил по лесам, поскользнулся и… открыл жилу слюды, всего в шести километрах от посёлка. У нас в советское время добывали слюду, полевой шпат, были шахты, помольная обогатительная фабрика, на которой изготовляли специальную муку и отправляли в Ленинград, на Украину для изготовления фарфора. Чупинская слюда «мусковит» побывала и в космосе.

Мои родители были связаны с горнорудным производством.

В школу пошла в 1965 году. Хорошо запомнила свою первую учительницу Алису Степановну Савину. Училась легко и ровно, на «4» и «5». Первую двойку получила по чистописанию за букву ж, так как ручки были перьевые, писали чернилами, и средний элемент этой буквы у меня превращался в жирное пятно. А вторую двойку получила уже в десятом классе. В школе была активисткой, председателем совета отряда, в старших классах - комсоргом, всегда боролась за справедливость.

После окончания школы встал вопрос, куда пойти учиться, какую выбрать профессию? Сначала хотела быть продавцом - хорошо умела считать на счётах, но отговаривали. Потом - учителем физкультуры, в школе увлекалась туризмом, хорошо ходила на лыжах. В итоге - поехала поступать в Ленинград поступать в электротехнический институт на отделение настройки телевизоров факультета сборки цветных телевизоров. Первый экзамен сдала, но медкомиссию не прошла - по зрению. Когда не прошла медкомиссию, у меня был шок!

Вернулась домой, устроилась санитаркой в районную больницу. И здесь помог случай, он определил всю мою дальнейшую жизнь. В больнице лежала Зоя Петровна Воробьёвская, завроно из посёлка Лоухи, меня она знала. Зоя Петровна слышала, как окружающие поддевали меня: «С таким хорошим аттестатом и санитаркой работаешь». Она сказала, что пионервожатая уходит в декретный отпуск, и предложила поработать в школе, я согласилась. Тогда в воспитательной работе внедрялась новая форма воспитания педагога – новатора Иванова. Мы создавали разновозрастные отряды, в расчёте на положительное влияние старших на младших и наоборот. Сейчас, по прошествии многих лет, удивляюсь, как я рисковала, а тогда спокойно ездили с ребятами на лодках в море, ходили в многодневные походы. Сейчас думаю, кто над кем тогда шефствовал? Ведь мне было всего 18 лет, а моим подопечным - от 10 до 15, и все из неблагополучных семей.

Летом поступила на физико – математический факультет Петрозаводского пединститута. Это были самые интересные годы!

Учиться мне нравилось, я занималась в хоре, в танцевальном кружке, много лет была председателем студкома общежития. Всегда принимала активное участие во всех мероприятиях группы и факультета, занималась в кружке лекторов – экономистов. Много читала, собирала собственную библиотечку, особенно обращая внимание на специальную, справочную и методическую литературу.

Чупинский ГОК «Карелслюда» для детей работников данного каждое лето снимал лагерь под городом Геническ на Азовском море, я много лет ездила пионервожатой, а со временем - и воспитателем.

По распределению на работу я шла второй. Привлекло Ледмозеро, где предлагали полную нагрузку по физике и квартиру с центральным отоплением. В августе 1981 года приехала в посёлок, поселилась в «учительском», восьмиквартирном двухэтажном доме. Директором школы был Николай Иванович Колобов.

За двадцать девять лет работы в Ледмозерской школе я двадцать пять лет преподавала физику, два года – заместителем директора по учебно – воспитательной работе. Несколько лет вела в 11 классе астрономию, сначала технический курс, а затем и гуманитарный. Занималась общественной работой, была председателем учительского профкома, лектором общества «Знание».

 

- Вы помните свой первый класс, где вы были классным руководителем?

- Конечно, помню. У первых своих учеников я была, как они говорили, двадцатым классным руководителем, они у них менялись регулярно - класс был непростой. Я была с ними два последних школьных года. Разница в возрасте - небольшая, я прекрасно понимала их, и мы много времени проводили вместе. Мальчишки кололи мне дрова, приносили воду. Весь класс бывал у меня дома, беседовали, чаёвничали. На дни рождения делали друг другу подарки, скромные, но от души. Иногда кто – то приходил без приглашения - посоветоваться, поделиться личной проблемой. В этом выпуске у меня были хорошие отношения с родителями.

В десятом классе на зимних каникулах ездили в Волгоград, 2 февраля как раз исполнялось сорок лет Сталинградской битве. На весенних - совершили лыжный поход в Кимасозеро. 1 июня ходили в поход на Хижозеро, встречали рассвет. Мы и сейчас дружим, каждые пять лет встречаемся на встречах выпускников, с некоторыми перешли на «ты».

 

- Сколько у вас было выпусков? Есть разница между учениками, которые были раньше и теперь?

- У меня было четыре выпуска, есть с чем сравнивать. В девяностые годы мы потеряли устойчивые нравственные позиции, ориентиры. Дети стали более раскрепощённые, но свобода – это не анархия. Я считаю, быть свободным – значит быть всегда рабом закона. Если ты не соблюдаешь норм поведения – ты уже не свободен, не уверен в своих действиях.

В советское время родители нам всецело доверяли своих детей, сейчас всё по – другому. Раньше дети были озорные, но не злые, а сегодняшние всё делают с умыслом – уж вредить, так вредить. И с родителями стало сложнее.

 

- Почему вы ушли из школы? Чем занимались после этого?

- Ушла по состоянию здоровья, дали инвалидность, на тот момент она была нерабочая. За эти годы много читала, в том числе и духовную литературу, во многом стала разбираться. С 2011 года с Галиной Матвеевной Кирьяновой, учителем истории нашей школы, каждое лето ездим на Соловки Меня на Соловках интересует духовная составляющая: церковь, иконы, святые места.

 

- Знаю, вы четыре года преподавали физику в Ругозерской школе. Как это получилось? И какие остались впечатления?

- Мне врачи рекомендовали социализироваться, не замыкаться дома. И когда Елена Николаевна Прокопович, директор Ругозерской школы, пригласила преподавать физику, я с удовольствием согласилась. Об этом периоде жизни у меня остались самые прекрасные воспоминания. Я постоянно ощущала доброжелательную помощь со стороны директора, завуча Валентины Евгеньевны Романовой в освоении новых технологий, специально адаптировали расписание под дни моего приезда. Мне предоставили благоустроенное жильё.

 

- Вы любите вспоминать прошлое? Жалеете о чём – то?

- Да, ведь прошлое – это наша память, наш опыт, люблю вспоминать приятные, положительные истории. Жалею кое о чём, но это личное.

 

- У вас тяжёлый характер?

- Не самый лёгкий. По молодости не умела прощать, забывать обиды, то есть у меня было «или» - «или», долго могла не разговаривать. В последнее время многое поменялось, стараюсь сразу выяснять отношения, устранять недопонимание, ставить все точки над «и» чтобы продолжать общаться на новом уровне.

 

- У вас два сына. Как вы их растили?

- Растила сыновей в любви, одна. Заниматься их воспитанием особо некогда было из – за работы. Но они видели мою жизнь, мою занятость, и всё понимали. Дети сейчас вспоминают, что мама всегда говорила: «Столы и полы должны быть чистыми. И дома должна быть тишина – мама любит тишину». Приучала сыновей поддерживать отношения с родственниками мужа, не забывать поздравлять бабушку с днём рождения. В советское время летом всегда ездили отдыхать на море, старалась разнообразить культурную программу. А с 1996 года каждое лето совершали турпоездку в Питер.

Теперь они взрослые, один в Петрозаводске, другой в Санкт - Петербурге. Образование сыновья получили, работают. Я чем могу – помогаю. Есть внук, его, конечно, балую, но осознанно, всё должно быть в меру.

 

- Вы любите одиночество?

- Да, люблю такое состояние, но оно бывает у меня очень редко, чаще ночью. Днём мне некогда скучать, так как у меня большой круг общения.

 

- Что вы цените в людях? С какими людьми вы можете подружиться и дружите?

- В людях ценю открытость, понимание, откровенность, надёжность, справедливость. У меня есть две подруги, с которыми дружу с детства. С ними я поддерживаю отношения в любой ситуации. Остальные – это приятели. С одними можно душевные темы обсудить, с другими – деловые отношения, с третьими находим общие точки соприкосновения…

 

- Какое ваше любимое время года?

- Весна, лето. Когда тепло, тогда и мне хорошо.

 

- Как вы думаете, почему наши выпускники не возвращаются в посёлок после получения профессии?

- Во – первых, пока не выросли такие выпускники, которые могли бы начать своё дело, их этому в учебных заведениях просто не учат. Живут сегодняшним днём, не смотрят шире и глубже. Государству, видимо, выгодно, что молодёжь инфантильная, ни за что не берётся. Во – вторых, надо иметь первоначальный капитал, а откуда он может быть у жителей посёлка, живущих от зарплаты до зарплаты.

Те, кто удачно устроился в городе, рассуждает так: «А что в посёлке делать? Только сопьёшься», хотя спиться можно и в городе. Считаю, кто хочет работать, тот работу найдёт и в посёлке.

 

- Как вы справляетесь с неожиданно возникающими проблемами?

- Проблемы закаляют. Я научилась переступать через отношения людей к себе, идти и жить дальше. Главное – это не упасть. Упасть легко, а подняться трудно.

 

- О чём вы мечтаете сейчас?

- Наступил год справедливой собаки. Мечтаю о справедливости для всех людей.

 

- Ваше мнение, вы состоялись как учитель?

- Да, ничего другого я делать не умею и не хочу. И как хорошо, что начало этому было случайно положено в далёкой юности.

 

«Людмила Виссарионовна ШАТКОВА имеет звание «Старший учитель», награждена Почётной грамотой Министерства Образования РК, имела первую квалификационную категорию. В своё время учащиеся отмечали доступность, логичность и ясность изложения учебного материала учителем, уважительное, но и требовательное отношение к ученику. Учебный материал учитель излагала, доступно, эмоционально, в логической последовательности, применяя различные формы урока и средства обучения, большое внимание уделяя совершенствованию лабораторных и практических работ. Через все учебные формы старалась реализовать межкурсовые и межпредметные связи физики с биологией и химией. В последние годы работы стала заниматься гуманитаризацией предмета. Уделяла постоянное внимание практической, политехнической, прикладной и профориентационной направленности урока. Более пятидесяти учеников школы за годы работы Людмилы Виссарионовны избрали профессию, связанную с физикой» - так написано в официальных документах о Людмиле Виссарионовне.

А вот какое письмо мне прислал выпускник 1983 года Лёня С.

«…Наш класс считался в школе хулиганистым и недружным. Может быть, потому что классные руководители, начиная с 4 – го класса, менялись каждый год, и мы привыкли к бесхозности и даже шутили, что с нами никто больше года не выдерживает.

Людмила Виссарионовна положила конец нашему невезению. Конечно же, это далось ей нелегко, но зато я теперь знаю, что такое Педагог с большой буквы и считаю, что нам очень повезло. Это были незабываемые два года интересного общения, походов, классных вечеров и других, не менее замечательных, событий.

Лично я благодарен ей за то, что она сумела заставить нас поверить в себя. То, чего я раньше стеснялся, стало моим преимуществом. Выросла самооценка, это повлияло на всю мою дальнейшую жизнь и очень пригодилось в дальнейшем.

Это она превратила мои слабые тройки по физике в четвёрки и пятёрки, и в итоге в твёрдую четвёрку в аттестате! Благодаря ей, мне нравится моя работа и не стыдно за свои знания.

На выпускном вечере Людмила Виссарионовна всем нам подарила открытки со стихотворением – напутствием Редьярда Киплинга, которое для меня по жизни является продолжением её классного руководства».

Я думаю, многие ученики Людмилы Виссарионовны могут подписаться под этим письмом.

Родственники отмечают её трудолюбие, активность, справедливость, прагматичность, умение дать совет по любому вопросу. Она – заботливая мать и бабушка, интересный собеседник, всегда готова выручить и поддержать.

Людмила Виссарионовна, от всей души поздравляю Вас с Юбилеем! Желаю крепкого здоровья, счастья, долгих лет жизни. И пусть судьба дарит Вам только радость!

Тереза Черенко

Фото из семейного альбома Л. В. Шатковой.

 

 

 

 

 

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0