Вторник, 19.03.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Фалькова Алла Геннадиевна

 Этот материал был напечатан в районной газете «Муезерсклес» № 33 от 28 августа 2014 г.                             

              Заместитель директора по самым разным делам

  Стаж педагогической работы Аллы Геннадьевны Фальковой двадцать один год, из них двенадцать лет – завучем Ледмозерской средней школы. Грамотный, знающий руководитель, готовый в любую минуту прийти на помощь коллегам, ученикам, родителям. Мы беседуем накануне нового учебного года.

 - Алла Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, о себе,  о школьных годах.

 - Родилась я 20 января 1971 года в маленьком посёлке Тойвола  Суоярвского района. В семье было пятеро детей, у меня два брата и две сестры.

Родители работали в зверосовхозе. Мать, Тамара Ивановна, бригадиром кормокухни. Отец, Геннадий Александрович, бригадиром  холодильных установок, там хранили пищу для зверьков.

О начале учёбы в школе  осталось одно воспоминание: круглая большая – большая печка, за которой мы любили прятаться. А в третьей четверти открылась новая каменная школа, и мы переехали в неё. Я до школы умела читать и Флюра Михайловна Гизатулина, моя первая учительница, на уроках чтения подсовывала мне газету «Пионерская правда» и я её читала вместо «Букваря».

Училась всегда на «4» и «5», есть много похвальных грамот. Участвовала в различных  олимпиадах, в том числе и в республиканских. Любимыми предметами были литература (нравилась учительница) и физика (легко давалась). Со школы и до сих пор читаю и перечитываю Достоевского – это мой любимый писатель.

За хорошую учёбу была награждена бесплатной путёвкой в пионерский  лагерь «Орлёнок» на Чёрном море.  Я там была в отряде барабанщиков и к концу смены научилась хорошо барабанить. С  тех пор в школе играла на пионерских и школьных линейках.

В девятом и десятом классах была комсоргом нашего дружного класса. Чтобы сдать Ленинский зачёт, изучали ленинские работы. Обязательно надо было законспектировать статью и отчитаться о прочитанном. Помню еженедельные пятнадцатиминутные политинформации перед уроками.  Брали газету «Комсомольская правда», искали интересные материалы, готовились. А потом выступали перед одноклассниками. Организовывали игру «Что? Где? Когда?». Выпускали стенгазету. Ездили с классом в Хатынь, на водопад Кивач. После девятого класса была пятая трудовая четверть. Выезжали в Краснодарский край, занимались сбором яблок. Осенью помогали родному зверосовхозу убирать турнепс. Никто никогда не спрашивал нас, хотим мы ехать или нет.  Была команда: «Завтра едем». Садились в машины и ехали на поля.

- Почему выбрали профессию учителя?

- Вопрос о том, какую профессию выбрать,  в семье не стоял, всё было предопределено. Либо в пед, либо в мед, либо в зверосовхоз.  Две старшие сестры по образованию учителя: одна – русского языка и литературы, другая –  начальных классов. Значит и мне быть учителем.

 Училась в Петрозаводском государственном университете на физическом факультете, научно – педагогическое отделение. Получила специальность учителя физики.  После окончания учёбы поехала работать к сестре, в Лахкаламби , где в школу нужен был учитель физики и информатики.

 - А как оказались в Ледмозере?

- Впервые в  Ледмозере я побывала в 1993 году, когда приехала знакомиться с родителями будущего мужа. А жить сюда переехала в 2000 году. Была как раз в декретном отпуске с маленьким сыном. Сначала позвали в вечернюю школу учителем физики. Летом исполняла обязанности директора школы, а с 2002 года - завуч.

- Расскажите, пожалуйста, что входит в ваши обязанности.

- Моя должность, если полностью, официально – заместитель директора по учебно – воспитательной работе.  Я занимаюсь организацией учебного процесса: составление учебных планов, образовательных программ, расписания  уроков. Кроме того, решаю кадровые вопросы, организация итоговой аттестации выпускников – тоже на мне. Выполняю и другие обязанности. Контролирую выполнение учителями государственной программы, преподавание предмета учителями, документацию педагогов…

Но в связи с оптимизацией и сокращением штата эта должность постепенно превратилась просто в заместителя директора «по самым разным вопросам» На меня возложено много таких обязанностей, которые, я считаю, к учебно – воспитательному процессу не имеет никакого отношения. Ежемесячные  различные мониторинги: сколько классов, сколько человек в каждом классе, сколько специалистов, кто прошёл курсы переподготовки, кто аттестовался, какая средняя зарплата, сколько в школе  компьютеров, огнетушителей… Ладно, если бы эти отчёты что – нибудь меняли в жизни школы! Когда у школы был свой автобус,  и я являлась лицом, ответственным за работу по обеспечению безопасности дорожного движения, училась на курсах по безопасности движения автотранспортных средств.

В школе нет медицинского работника. Ежегодные медосмотры учащихся не проводятся. В связи с этим возникают проблемы: нет данных об учащихся, если это потребуется им при обращении к врачам; осмотр на педикулёз не проводится – поступают жалобы от родителей. Роспотребнадзор требует соблюдения норм при организации питания учащихся –  бракераж продуктов, просмотр меню, контроль пробы блюд в столовой. Раньше этим занимался медик, теперь я.

А ежедневные обращения детей за медицинской помощью! Спасает аптечка в канцелярии. «Скорую» вызываем в том случае, если ребёнку совсем плохо.

- В составе делегации слушателей зарубежной стажировки, организованной Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Вы в течение 14 дней знакомились с образованием Великобритании. Что на вас произвело впечатление? На что вы обратили особое внимание?

- Я поняла, что наше  ЕГЭ – это вырванный кусок из образования Великобритании. У них есть такой национальный экзамен, и к нему подводят ребёнка с самого начала учёбы. 

Учитель отслеживает его рост, проводя различные проверочные работы, тесты. Регулярно знакомит родителей, что происходит с ребёнком – рост или спад. Если нет прогресса, то сразу подключаются службы сопровождения: психолог, дефектолог, социальный работник.

Каждый родитель знает уровень возможностей своего ребёнка. Он видит его  потенциал и не требует невозможного. Не ругает за неуспех. А уж тем более не платит ребёнку деньги за «4» и «5». Там нет оценок, есть только баллы за тест. И к выпускным экзаменам ученик идёт, зная, на что ему рассчитывать. Я спросила у выпускника, пользуется ли он шпаргалками на экзаменах. Он был крайне удивлён моему вопросу и сказал: «А зачем? Если я плохо сдам в этом году, то пересдам в следующем. И потом, если у меня будет уровень выше, как я потом буду учиться в университете, если у меня реально нет знаний».

Великобритания переняла нашу систему профтехобразования, и она у них работает, готовит специалистов – практиков. Жаль, что у нас эта система разрушена.

     Англичане прививают детям нормы поведения, приучают к порядку с самого малого возраста в семье, а затем и в школе. Кроме учителя в классе есть должность «помощник учителя». Он присутствует на всех уроках, по мере необходимости помогает детям и педагогу.  Результаты налицо. Мы посетили начальную школу, в которой учатся дети с трёх лет до двенадцати. На переменах мы не видели ни одного бегающего или орущего ребёнка. Дети отдыхают, но заняты каким – то делом. В коридорах разложены коробки с книгами, красками… Тут же компьютеры с выходом в Интернет.

   Мы присутствовали на пятнадцатиминутной общешкольной линейке в средней школе.  Огромный зал, идеальная тишина, все внимательно слушают. Идёт целенаправленный  настрой учащихся на успех: « Ты можешь! Попробуй! Вы сможете!». Завуч в своём выступлении даёт установку на достижение поставленных целей. Нам слова завуча говорил переводчик, и это было так действенно, что хотелось идти, что – то делать, творить, добиваться успеха.

   Очень впечатляет оформление английской школы. Портреты лучших учащихся висят на виду. Кубки, спортивные награды, грамоты и т. д. – в коридорах, всё красиво оформлено.   

    Там очень большая поддержка школы родителями. Они дежурят в школе на переменах, в столовой, ненавязчиво  приучают детей к порядку, культуре. Есть родители – волонтёры, им платят минимум, есть и просто добровольцы. Они очень ценят то, что у их детей бесплатное образование. Одна мама сказала: «Никогда не думала, что бесплатное образование может быть таким хорошим и поэтому я готова всячески помогать школе». Есть там, конечно, и частные школы с платным образованием.

   У них вызов к директору – это высшая мера похвалы.

   - Можно ли что – то из увиденного там привнести в нашу школу?

- Не знаю, как это возможно в отдельно взятой школе. В российской школе на сегодняшний день за все в школе отвечает директор (соответственно и много функций у его заместителя): за старые здания, протекающие крыши, питание, перевозку детей, медицинское обслуживание, военный учет, обеспечение противогазами и так до бесконечности. На школу в России возложено слишком много! И круг этих обязанностей постоянно расширяется. А раз есть обязанности, значит - будет назначен контролер, обладающий, благодаря административному кодексу, карательным правом. Проверяют все: Рособрндзор, Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ростехнадзор, Росдорнадзор, прокуратура, инспекция по труду, ГИБДД и т.д. Результатом этих проверок становятся штрафы на школы или руководителей, бесконечные судебные тяжбы, бесполезные траты рабочего времени и нервов директора. Ибо ни одна проверяющая контора не скажет, где взять финансы на выполнение тех или иных предписаний. Данные проверки  не исправляют ситуацию в школе из-за слабого финансирования школ, а только тормозят ее развитие. На качество образования такие проверки никак не влияют. Скорее они со знаком «минус».

В развитых странах, таких как та же Великобритания, директор и замы работают только на учебный процесс, на повышение уровня качества знаний, занимаются ростом квалификации педагогов и отвечают перед одной контролирующей организацией OFSTED, комитетом по стандартам в сфере образования, детских служб и профессиональной подготовки, который подчиняется непосредственно Парламенту и является независимым и беспристрастным органом. Работа всей административной команды в школах Соединенного королевства заключается в контроле именно качества образования. И завуч, и руководители методических объединений - все они работают с педагогами, помогая ему улучшить урок, для того, чтобы шел прогресс ученика. Мой вопрос «платит ли директор английской школы штрафы?» поставил зарубежных коллег в тупик и пришлось долго объяснять, как работает российский директор школы и за что несет ответственность.

– В советское время в каждом районе был методический кабинет, который очень помогал учителю расти профессионально. Все мы помним заведующую  муезерским райметодкабинетом Любовь Михайловну Творогову и её слаженный коллектив. А как сейчас?

- Методическая работа на уровне района оставляет желать лучшего. Её практически нет. Роль отдела образования сводится к сбору и передаче информации от школ в вышестоящие организации.

Коллектив учителей нашей школы работоспособный, энтузиасты своего дела. Мы гордимся успехами наших учеников. Но я считаю, что педагоги  должны постоянно расти. Для этого проводим школьные методические дни. Учителя дают открытые уроки, проводим их анализ. Конструктивная критика способствует продвижению учителя вперёд к поиску новых форм работы.

 Предлагаю району различные методические семинары. В этом учебном году на базе нашей школы провели два таких семинара. На них учителя делятся своими методическими наработками, находками, ресурсами, дисками. Считаю, что польза от таких семинаров ощутимая, потому что каждый находит для себя что – то новое. Но плохо то, что из – за удалённости наших посёлков, из – за отсутствия транспорта, на семинары приезжает мало педагогов из других школ.

- Что вы думаете о будущем российских школ?

- Пока не будет порядка в образовании, пока нас будет лихорадить (перестройка, оптимизация, модернизация, бесконечные нововведения), ждать хорошего нечего. Правительство должно понять, что вкладывать деньги в первую очередь надо в образование и здравоохранение. Ведь все видят, что происходит: закрыли в деревне или в посёлке школу, со временем не стало и самого населённого пункта.

- Муж, Сергей Анатольевич, директор, вы – завуч. Как это? Дома вы обсуждаете школьные дела?

- Вечный педсовет… У нас совпадает круг профессиональных  интересов, а так мы очень полярные люди. Муж любит историю, технику, консерватор по взглядам на жизнь. Обожает одни те же места в своем родном лесу, именно там он и отдыхает. Я же, наоборот, не люблю однообразия. Не люблю сидеть на одном месте, обожаю путешествовать по миру, знакомиться с новыми местами. Максималистка по натуре, очень непостоянна в своих решениях, легко иду на компромиссы. Вот поэтому нам и интересно друг с другом.

- Алла Геннадьевна, глядя на ваши дела со стороны, создаётся впечатление, что вам всё по плечу. Вы завуч, классный руководитель, преподаёте физику, водите автомашину, активно занимаетесь со школьниками туризмом, проводите, если это требуется, встречи выпускников, другие общешкольные мероприятия. Вам всё по плечу?

-  Обычно я ставлю цель и стараюсь её достичь. Ну, а если взялся за дело, то надо сделать его качественно.

- Чем вы в жизни особенно дорожите?

- У меня трое детей. И как для любой матери, самое дорогое – это благополучие моей семьи, детей.

- Алла Геннадьевна, спасибо за интервью. Поздравляю вас с приближающимся Днём знаний. Успехов вам во всём, здоровья, семейного счастья.

 

                                                                                                              Т. В. Черенко     пос. Ледмозеро

                                                                                              Фото из семейного архива педагогов Фальковых

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0