Понедельник, 25.09.2017, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Галина Ольга Чеславовна

Этот материал был напечатан в районной газете «Муезерсклес» №22 от 11 июня 2015 года.

                             

                                    

Педагог Ольга Галина: Справедливая оценка – половина авторитета учителя

Больше половины учителей Ледмозерской средней школы - её выпускники. Я беру интервью у одной из таковых – Ольги Чеславовны Галиной. Она уже двадцать семь лет работает в нашей школе.

- Ольга Чеславовна, расскажите, пожалуйста, о своём детстве.

- Родилась я в посёлке Знаменск Калининградской области. Отец рано от нас уехал,  жил в Белоруссии. До восемнадцати лет я с ним переписывалась, а потом связь  прекратилась. Меня десять лет воспитывали женщины – мама и бабушка. Они всегда говорили, что в жизни на первом месте должна быть работа, не надо бояться никакой работы. Учили уважать старших, учителей.  Бабушка работала техничкой в школе и всегда брала меня с собой. Пока она моет классы, я хожу по школе, заглядываю в другие помещения, нравилось писать на доске мелом. Когда  стала взрослее, то помогала бабушке в уборке, протирала парты, подоконники, поливала цветы.

Мне было десять лет, когда мы с мамой и отчимом переехали в Ледмозеро. Связь с малой родиной не теряю. Раньше с мамой ежегодно во время летних каникул ездили туда. А сейчас общаюсь с родственниками и одноклассниками по телефону.

С  четвёртого класса училась в Ледмозерской средней школе. Так получалась, что в связи с переездом официально в пионеры меня не принимали, пионерский галстук повязала себе сама. Класс у нас был дружный, ребята активные, организованные, доброжелательные, я без проблем влилась в новый классный коллектив.

Пионерская и комсомольская жизнь была бурной.  Чем мы только ни занимались! На сборы отряда приглашали гостей, организовывали встречи с интересными людьми, которые знакомили нас с разными профессиями, востребованными в посёлке. Проводили пионерские сборы и комсомольские собрания на разные темы, выпускали стенгазету, ходили в походы, сажали деревья, собирали металлолом, макулатуру, шефствовали над младшими школьниками. Последнее мне особенно нравилось, так как я любила возиться детьми. В разные годы отвечала за культурно – массовую работу в классе, за проведение политинформаций, была председателем совета отряда.

На встречах выпускников мы всегда с теплотой и благодарностью вспоминаем тех, кто нас учил и воспитывал - наших учителей: Колобову Лилию Ивановну, учителя русского языка и литературы, Треумову Людмилу Петровну, учителя математики, Сергееву Зинаиду Петровну, учителя биологии,  Буракевича Пётра Петровича, учителя химии, Кирьянову Галину Матвеевну, учителя истории, Сергееву Раису Алексеевну и Шинкевич Надежду Александровну, учителей географии, Козлову Татьяну Васильевну, учителя физики, Катричко Валерия Михайловиа и Торкель Людмилу Николаевну, учителей физкультуры, пионервожатую Кислякову Валентину Александровну. Первой учительницей у моих одноклассников была Лидия Ивановна Поливанова.

- Где получили образование, а затем и работали?

- После окончания восьмого класса поступила в Петрозаводское педучилище № 1. Там я получила специальность учителя начальных классов и пионервожатой. Моя педагогическая деятельность началась здесь - в родной школе. Но так получилось, что три года отработала на замене, пока учителя начальных классов находились в декретных отпусках, затем, около шести лет - старшей пионервожатой, двенадцать лет заместителем директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, а сейчас веду уроки русского языка и литературы.

Параллельно училась заочно, получила высшее образование и специальности учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы.

- Не было обидно, что как молодому специалисту Вам не дали первый класс, а пришлось в течение двадцати семи лет переходить с места на место?

  -  Наоборот, на одном месте мне неинтересно, скучно, а так я стала разносторонним специалистом. Человек  я творческий и мне нравится узнавать что – то новое, идти вперёд, развиваться, не стоять на месте. Жизнь меня научила переступать через трудности, не зацикливаться на них. Я и сейчас продолжаю учиться, так как меняется социальная среда, меняются целевые установки в обществе и соответственно происходят изменения и в образовательной среде. Я выбираю те дистанционные курсы, которые мне интересны, выполняю работы на опережение. У меня есть страничка «ВКонтакте» для тех, кто у меня учится. Я выкладываю домашнее задание, что необходимо детям для работы и т.д. Смотрят её и родители обучающихся у меня детей. Сейчас планирую научиться работать через Скайп, чтобы заболевшие и не посещающие школу дети, могли виртуально присутствовать на уроке.

- Мне нравилось, как вы, будучи заместителем директора по воспитательной работе, проводили общешкольные внеклассные мероприятия. Видно было, что всё продумано до мелочей, дети всегда подготовлены. Каждое мероприятие имело конкретные задачи и соответствовало возрастным и культурным особенностям воспитанников. Как вам это удавалось?

- Во – первых, я продолжила подготовку и проведение традиционных школьных мероприятий, таких как линейки, посвящённые началу учебного года и последнему звонку, новогодний карнавал, встреча выпускников,  митинг, посвящённый Дню Победы, туристический слёт. Так же после некоторого перерыва возобновили проведение Смотра строя и песни, День самоуправления, Зарницу, Вечер инсценированной военной песни, конкурс чтецов к 9 мая.

  Мне нравилось придумывать новое и претворять это в жизнь. Так появился конкурс «Одноклассники» для учащихся 8 – 11 классов, который проходил 23 февраля и 8 марта. Турнир рыцарей, Мисс очарование, ток – шоу «Моя семья», «День Святого Валентина» и другие.

Любое дело подбирала всегда, учитывая возможности детей. Для примера можно взять ток – шоу «Моя семья». За основу мы брали литературных героев, нужно было рассмотреть, почему с ними случилась та или иная ситуация. Роли распределяли среди читающих девушек и юношей, так чтобы они могли защитить позицию героев, обладали даром перевоплощения. Запомнилась ученица 11 класса Ксения Сергеева,  которая защищала позицию Анны Карениной. Это надо было видеть, как она играла, какой она была убедительной! А ещё очень хорошо, когда классный руководитель и сами дети что – то могут предложить.

- Почему вы решили стать учителем русского языка и литературы? Мне кажется, в школе это одни из труднейших предметов. Если учесть к тому же, что дети теперь не читают.

- Трудностей не боюсь, для меня, чем сложней, тем интересней. А началось с того, что из – за загруженности учителей русского языка и литературы меня попросили вести уроки в вечерней школе, потом заменяла в среднем звене, когда учителя болели. А тут уехала из посёлка учитель русского языка и литературы, и я год работала на замене. Понравилось, но требовалось получить образование, и я закончила заочное отделение Петрозаводского государственного университета.

Дети, действительно, в основной массе не любят читать. Школьная программа сложная. Дети ведь тоже разные, кому – то это интересно, другим нет. Наша цель заключается и в том, чтобы они не просто прочитали и поняли, но и познакомить детей с разнообразием литературы. Может быть, потом, по прошествии какого – то времени, им захочется это прочитать.

- Существуют нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по всем предметам. Отметка – это дело педагогической совести учителя.  Выставляя отметку, вы руководствуетесь только уровнем знаний ученика?

Не всегда. Должен быть индивидуальный подход, я обязательно комментирую поставленную отметку. Вот работа слабой ученицы, и сделана она на четвёрку. А я поставлю пятёрку. Почему? Потому что она старалась, она так много работала, что нельзя этого не поощрить. Может быть и другой случай. Хороший, способный ученик, и ему легко сделать работу на пятёрку, а делает он её на четвёрку, да и то с натяжкой. Я могу поставить тройку. Он задумается, и в следующий раз  будет относиться добросовестней к выполнению задания.  Но занижать отметки нужно очень и очень осторожно, так как можно убить всякое желание учиться. Я согласна с утверждением, что справедливая, беспристрастная оценка – это половина авторитета учителя.

А вообще, я считаю, что наша оценочная система очень несовершенна. Почему нас ограничили пятью баллами? Мы ставим тройку и двоечникам, и слабым четвёрочникам. Надо полностью пересматривать оценочную систему и никакого второгодничества.  Предположим двенадцатибальная система: получил ученик за свою работу один балл, шесть или десять - и сразу видно, какие у него знания, на что он может рассчитывать в дальнейшем, если это выпускной класс.

- Что вам не нравится в современной школе?

- Очень много в образовании экспериментов, почти ежегодно что – то меняется. В медицине, чтобы провести эксперимент, требуется согласие пациента. В школе же никого не спрашивают – ни детей, ни учителей, ни родителей. Создаётся впечатление, что те, кто вводит в школы  различные новшества и инструкции, оторваны от жизни, и хочется им сказать: «Да опуститесь вы на землю! Хватит экспериментов! Определитесь уже, остановитесь на чём – то конкретном и дайте учителям и ученикам опробовать это в течение  нескольких лет, а потом уже делайте выводы».

            - Как вы относитесь к тому, что некоторые педагоги отказываются от классного руководства?

   - К тому, что некоторые педагоги отказываются от классного руководства, я отношусь с пониманием. На мой взгляд, это самая сложная работа в школе, если относиться к ней серьёзно. Это ведь не только проверка дневников и организация питания. Это ответственность за учёбу и поведение каждого ученика, постоянная работа с родителями, подготовка к школьным мероприятиям, организация экскурсий и походов, оформление разных бумаг - журналов, личных дел, характеристик, планов, отчётов… Приходиться отдавать этому много времени, отрывая его от собственной семьи.

- Кто ваш любимый литературный герой?

- У меня нет любимого литературного героя, я не воспринимаю героя вне литературного произведения. Есть любимые произведения, их достаточно много. Назову некоторые из них: «Кристин, дочь Лавранса» Сингрид Унсет, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Мы» Евгения Замятина, «Маленький принц» Антуана де Сент – Экзюпери, «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Мцыри» Михаила Лермонтова, «Горе от ума» Александра Грибоедова и другие. Ответить однозначно, почему они любимые, не могу. Каждое заставляет задуматься, поразмышлять, сделать для себя определённые выводы. Не люблю бульварных романов, современных детективов.

- У вас есть герой в реальной жизни?

- Ни героев, ни кумиров у меня никогда не было.

- Вы умеете прощать?

-  Умею. Человек не может не ошибаться, мне кажется, главное научиться видеть и признавать свои ошибки. Я всю сознательную жизнь учусь на своих ошибках.

- Ваши недостатки?

 Мои недостатки? Их практически нет. Шучу! Не умею готовить, люблю побездельничать, могу вспылить, правда, быстро отхожу, верю людям, хотя иногда не надо бы. Думаю, что есть ещё какие – то, не могу сформулировать.

- Что вы цените в людях?

- Искренность, доброту, понимание, человечность, трудолюбие, ответственность, честность, очень не люблю людей, которые врут.

- Что для вас в жизни самое главное?

- Для меня семья, её поддержка, любовь родных и близких, надёжный тыл – самое важное. Хочу, чтобы у дочери, которая живёт в Санкт – Петербурге, всё было хорошо.

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Раньше около тридцати лет  я занималась в театральном, танцевальном и вокальном кружках Дома культуры. Мне это очень нравилось. У меня были хорошие руководители, в коллективе сложились тёплые, дружеские взаимоотношения. И мне это очень помогало в работе с детьми. А сейчас я люблю ездить с мужем на рыбалку.

- Ваш жизненный девиз?

- «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

Но у меня ещё есть правило - это слова Дугласа Мэллоха, которые заканчиваются так: «…Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!»

- Ольга Чеславовна, спасибо за общение. Оставайтесь такой же внимательной, деловой, сдержанной, доброжелательной, справедливой, любимой учениками. Здоровья вам и личного счастья.

                                                                                                          Т. В. Черенко            Фото автора и из личного альбома О. Ч.Галиной                     

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0