Меню сайта
Поиск
|
Полькова Мария СергеевнаУчитель истории Ледмозерской школы Мария Сергеевна ПОЛЬКОВА: Профессию выбрала случайно, но теперь поняла, что сделала правильный выбор Перед школой всегда стояла и стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и патриотического отношения к Родине, родному краю. Решают эту задачу, в том числе, и учителя истории. Восьмой год преподаёт историю и обществознание в Ледмозерской школе моя собеседница – Мария Сергеевна Полькова. - Мария Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о себе, родителях. - Родилась я в Вологодской области, в посёлке лесозаготовителей Озер Вытегорского района. Отец работал в лесу, мама в школе лаборанткой. У меня есть младший брат. В том же посёлке также жили бабушка с дедушкой по материнской линии. Здесь я пошла в школу, она была девятилетней. Когда посёлок закрыли, наша семья переехала в ближайшее село Андомский погост. С седьмого класса я училась в новой школе, здесь же получила среднее образование. - Как сложилась ваша жизнь после окончания школы? - Учителем истории я не планировала быть. Подала документы на юридический факультет Петербургского госуниверситета. Поступила, но не на бюджет. Платно учиться не могла, потому что год назад не стало отца, и маме было тяжело. Подала документы в Череповецкий университет на факультет журналистики. Бюджетных мест к этому времени не было. Год училась платно, а со второго курса перевели на бюджет. Самое интересное, как я попала на исторический факультет. Так получилось, что в первый день учёбы я перепутала кабинет, где занимались будущие журналисты с кабинетом будущих историков, так как они находились рядом. Перепутала кабинеты и другая девушка с исторического факультета. В общем, мы с ней поменялись по обоюдному согласию. Учиться нравилось, я поняла, что сделала правильный выбор. Нравилось слушать интересные познавательные лекции, заниматься археологическими, архивными делами, проходить музейную практику. На четвёртом курсе началась педагогическая практика. Нравилось составлять поурочные планы, проводить уроки. Очень хороший у нас был методист, научный сотрудник Ольга Анатольевна Кобякова. К тому же она работала и в школе. Педагогическую практику я проходила в своей родной школе. После прохождения практики пришлось ещё две недели поработать самостоятельно, так как учитель истории заболел, и я его на время заменила. Когда окончили Университет, не знали, куда пойти работать. В городе при приёме на работу нужен был опыт работы не менее пяти лет. Мне кажется, что было бы неплохо, если бы было распределение, как в советское время. Отработал положенных три года и потом легче было бы определиться. Из нашей группы немногие связали свою жизнь с исторической деятельностью. Некоторые работают в супермаркетах продавцами, администраторами… - Как вы оказались в Ледмозере? - Случайно. Получилось так, что в 2015 году я окончила университет, выбрала Вытегорскую среднюю школу №1, так как она находилась ближе к моему дому. Вела уроки истории и обществознания в 5, 6, 7, 8 классах. В школе работали три учителя истории. Классы большие, больше тридцати учеников. Городские дети отличаются от сельских, с ними сложнее, особенно молодому специалисту. На летних каникулах супруги Фальковы приехали в наши края. Сергей Анатольевич приходится мне дальним родственником. На тот момент Сергей Анатольевич работал директором Ледмозерской школы, а Алла Геннадьевна завучем. Они стали агитировать меня переехать в Ледмозеро, так как учитель истории уходил в декретный отпуск, ему требовалась замена. Я решилась переехать. Два следующих года заочно заканчивала магистратуру, ездила на сессии. - В современных условиях происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Знание истории, сохранение исторической памяти играют ключевую роль. А как вы считаете? - Да, без знания истории взрослеющему человеку бывает трудно сложить свою картину мира. Ещё сложнее – понимать, что в мире происходит и как на это реагировать. История хранит опыт прошлых поколений, учит критически мыслить. А чтобы отстоять свою позицию, нужно обладать неопровержимыми аргументами. Чтобы не повторились трагедии, должна сохраняться историческая память. Я бы большую часть учебного времени посвятила изучению истории России. Нелогично знать историю других стран и не знать своей. - Стаж вашей педагогической деятельности - семь лет, уже есть небольшой опыт. Что является самым сложным в вашей работе? - По нынешней программе исторический материал подаётся в сокращённом варианте. Чтобы заинтересовать детей, приходится расширять материал за счёт дополнительных источников. Поэтому подготовка к уроку занимает много времени. Мы им даём 25 процентов изучаемой темы, а остальная информация приходится на самостоятельный поиск. Ученикам тоже непросто. - Как вы считаете, почему современные выпускники затрудняются назвать героев Гражданской и Великой Отечественной войн? - Дети получают «быструю» информацию. Они пользуются интернетом. Нашёл нужный материал, распечатал, отчитался, не особо вникая в тему, и забыл. И ещё я замечала такое, что на уроке объяснишь, побеседуешь, дети ответят на вопросы. Пройдёт некоторое время, и ученик этот материал не помнит. Некоторые ученики, особенно в старших классах, настроены так, что это им «не нужно». Он выбрал будущую профессию, определил, какие экзамены будет сдавать, а история там не нужна. Ему в данное время требуется только оценка, он её получил и тут же забыл. Если бы при сдаче ЕГЭ история была основным предметом, как русский язык и математика, то и отношение учащихся к этому предмету было бы другое. Когда же ученику интересно, он внимательно слушает на уроке, ищет дополнительную информацию. У него есть к учителю вопросы. Он свободно беседует на заданную тему. Но таких учеников, к сожалению, немного. - Историю в школе начинают изучать с 5 класса. А может, начинать надо с начальных классов. Как вы считаете? - Может быть, и можно было бы, если бы акцентировалось внимание на знакомстве с культурой, архитектурой, скульптурой, историей городов, традициями своей Родины, своего края. Если же говорить о воспитании у подрастающего поколения чувства патриотизма, то начинается оно ещё в дошкольном детстве. Оно формируется у ребят постепенно в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В последующем это чувство прививаем мы, учителя, в школе. Подлинным патриотом станет тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями. Тот, кто гордится тем, что он россиянин, кто хочет работать на благо Родины и готов встать на её защиту. - У молодых специалистов обычно возникает вопрос с дисциплиной учащихся на уроках. Как у вас с этим вопросом? - Да, первое время была такая проблема. Шумных и непоседливых старалась заинтересовать, задавала исторические загадки, придумывала для них другие интересные задания. Мне повезло с моими учителями и наставниками. Назову некоторых. Примером для подражания для меня является школьный учитель истории Надежда Николаевна Ионкова. Мне нравилась её манера преподавания. Она очень интересно, воодушевлённо рассказывала. Я всегда внимательно её слушала. В конце урока Надежда Николаевна задавала вопрос или преподносила информацию так, что нам, ученикам, самим хотелось найти материал, узнать, что будет дальше. Лариса Михайловна Филатова - учитель русского языка и литературы. На её уроках все работали - и шумные, и непоседливые. Она ко всем ученикам обращалась на «Вы». Это воодушевляло, чувствовал ответственность, не было страха, что скажу что – то неправильно. Мы понимали, что она нам не подружка, но доверяли ей, чувствовали себя на равных. В своей практике я использую этот приём. Ольга Юрьевна Солодянкина - мой научный руководитель в университете, кандидат исторических наук. Очень интересные читала лекции. Благодаря ей я досконально окунулась в историю 19 века. С удовольствием читаю мемуары, посвящённые женскому образованию в России. Эти знания использую на уроках. Моя бабушка, Маргарита Викторовна Кириллова, долгие годы работала учителем русского языка и литературы, затем директором школы. Она даёт мне много полезных советов, которые я использую в своей работе. Главный из них звучит так: «С детьми надо выстраивать доверительные отношения. Ребёнку не нужно показывать, что он ничего не знает, а ты знаешь всё». - В прошлом году в связи с пандемией коронавируса дети некоторое время занимались дистанционно. Как вы относитесь к такому формату обучения? - Отрицательно отношусь. Тяжело в плане подготовки, оснащённости, проведения уроков. Я веду уроки истории и обществознания в семи классах. Дома у меня интернета нет, и я работала в школе. Круглые сутки ты должен быть на связи с детьми, потому что некоторые ученики по разным причинам не могут участвовать в дистанционном уроке. Приходится созваниваться, уточнять время, узнавать, в чём проблема. И масса других сложностей. Но что делать? Такое время… - Вы с ребятами активно участвуете в районных, республиканских и российских конкурсах. Расскажите, пожалуйста, о некоторых. - Да, мне нравится участвовать в конкурсах, готовить учащихся. В 2019 году десятиклассники Милана Иванова и Дмитрий Смоляк приняли участие во Всероссийском конкурсе «Наша история». Милана готовила эссе, а Дима сочинил стихотворение на военную тему. Отправили работы в Москву и через некоторое время получили приглашение. Останавливались в гостинице «Космос». Выступления ребят и награждение проходило в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы. Это было как раз 7 - 9 мая, были организованы интересные экскурсии на Красную площадь, в Парк Победы на Поклонной горе, где мы посетили выставку военной техники. Самостоятельно знакомились на ВДНХ с достижениями народного хозяйства. Эта поездка, я думаю, останется в памяти ребят на всю жизнь. В 2020 году одиннадцатиклассница Милана Иванова и семиклассница Арина Косинцева участвовали во Всероссийском конкурсе «Если бы я был президентом», который проходил в Санкт – Петербурге. Девочки писали программу своих действий в виде эссе. После выступления Милана и Ирина получили сертификаты участников конкурса. Также в 2020 году три наши ученицы изъявили желание участвовать во Всероссийском конкурсе «Расскажи миру о России», который проходил в Москве. Ирина Фалькова, ученица 8класса, сделала материал о туризме в Карелии на русском и английском языках. Семиклассница Доминика Гурецкайте очень интересно рассказала о калитках по теме «Семейные традиции». Виолетта Козловская, дочь руководителя поискового отряда «Вертикаль» Павла Андреевича Козловского, поделилась своими впечатлениями о личном участии в поисковой работе вместе с отцом. Этот конкурс должен был быть очным, но в связи с пандемией коронавируса было проведено дистанционное награждение. Все работы были опубликованы в интернете в группе «Расскажи миру о России».Очень интересной была районная конференция «Партизанское движение в Карелии». Проходила она в Суккозере. Спасибо большое родителям за оплату поездок учащихся на конкурсы. - В марте 2020 года проходил районный конкурс «Учитель года». Вы принимали в нём участие? - Да, принимала. Нас, конкурсантов, было шестеро. Я проводила открытый урок по теме «Легендарный поход Тойво Антикайнена». Также представила презентацию своей педагогической деятельности в виде сказки. В итоге была награждена дипломом за 2 место. - Вы являетесь ещё и классным руководителем. Расскажите о своём классе. - Этих ребят я взяла в 5 классе, а сейчас они выпускники, одиннадцатиклассники. Сначала было тяжело, так как в классе было 23 ученика, к каждому надо было найти подход. Знакомство с детьми – это как чтение книги. Чем глубже вникаешь, тем интереснее. Во время занятий у нас с учащимися более деловые отношения, учитель обязан отслеживаешь посещаемость, дисциплину, успеваемость. Во внеурочное время складываются совершенно другие отношения. Ребята открываются по – новому, больше доверяют, более раскрепощённые. Это особенно проявляется при обсуждении участия и само участие нашего класса в различных школьных мероприятиях. Ребята любят участвовать в «Зарнице», смотре строя и песни, спортивных мероприятиях. В классе есть ребята, которые сочиняют стихи, хорошо рисуют, имеют артистические способности. Мне жаль будет с ними расставаться.
- Чем вы любите заниматься в свободное время? - Интересы у меня разные. Пробую всё. Одним делом дома заниматься не могу. Когда есть время и желание, то рукодельничаю. Это от мамы. Люблю читать, слушать музыку. Люблю бывать на природе: собирать ягоды, грибы, рыбачить или просто отдыхать. Это увлечение заложено с детства отцом. Летом, во время отпуска, с научным руководителем и друзьями занимаемся археологическими раскопками. Это стало традицией со студенческих лет. Если повезёт, то найденное наш руководитель передаёт в музей. Тереза ЧЕРЕНКО пос. Ледмозеро Фото предоставлены автором
P.S. В своей педагогической деятельности Мария Сергеевна ПОЛЬКОВА применяет современные образовательные технологии: компьютерные, игровые, проектные и исследовательские, технологию группового обучения, развития критического мышления. Она выступает на научно – практических конференциях, семинарах, секциях, проводит мастер – классы, даёт открытые уроки. По делам учителя можно сделать вывод, что ей нравится то, чем она занимается. Она знает и любит свой предмет. Ответственная, спокойная, доброжелательная, справедливая и добрая, найдёт подход к каждому ученику. Дети её любят, родители уважают. От всей души желаю Марии Сергеевне творческих успехов, хороших учеников и личного счастья.
|
Календарь
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |