Суббота, 21.10.2017, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS

История Ледмозерской школы

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Мычко Светлана Геннадьевна и Садовская Надежда Ивановна

Этот материал был напечатан в газете «Муезерсклес» №21 от 1 июня 2017 г.

Учитель начальных классов С. Г. МЫЧКО:

Я всегда старалась создать в классе атмосферу взаимопонимания

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ЛИЦАХ

В Ледмозерской школе есть несколько семей, представители которых выбрали профессию учителя. Пока эти династии насчитывают два поколения педагогов. Представляю вам учительскую династию Садовских – Мычко. Надежда Ивановна Садовская – учитель русского языка и литературы и её дочь Светлана Геннадьевна Мычко – учитель начальных классов. Их общий педагогический стаж – 59 лет.

Коллеги и бывшие ученики помнят Надежду Ивановну Садовскую и как педагога – строгого, справедливого, корректного, отзывчивого, доброжелательного, ответственного, и как человека – с умными, добрыми глазами. По совместительству она вела в Доме пионеров кружки вязания и вышивки. Многих девочек научила она этому. В школе проводились тогда ярмарки – продажи детских работ. У меня до сих пор сохранилась белоснежная салфеточка с узором, вышитым нитками мулине. Работы своих учеников Надежда Ивановна отправляла и на республиканские конкурсы.

…Ей было всего пятьдесят шесть лет, когда она ушла в мир иной.

Я беседую с дочерью Надежды Ивановны – Светланой Геннадьевной.

- Расскажите, пожалуйста, где вы родились? Какая у вас была семья?

- Родилась я 21 июня 1966 года в Белоруссии в семье рабочего и учительницы. Село наше большое, вокруг поля, луга – очень красивая природа. Дома располагаются вдоль дороги, которая тянется больше чем на три километра. Рядом протекает река с интересным названием Аута, на ней огромная плотина. Отец, Геннадий Иосифович Садовский, работал в колхозе механизатором, здесь он жил со своей семьёй. Мама, Надежда Ивановна, после окончания Гродненского педагогического института приехала сюда по распределению. В средней школе она преподавала русский язык и литературу, также имела право вести уроки немецкого языка. Здесь мои будущие родители встретились и поженились. Когда появилась я, мы жили с бабушкой Верой, она помогала меня растить, до школы я была под её присмотром, так как детского садика в селе не было. Держала наша семья подсобное хозяйство: корову, поросят, кур. Был большой огород, сад. Днём родители - на основной работе, и вечером ухаживали за хозяйством – работы было очень много. А по – другому и нельзя, если ты живёшь в сельской местности. Зато на столе почти всё своё, натуральное.

В семь лет пошла в школу, училась с первого по седьмой класс, преподавание, в основном велось на белорусском языке, хотя изучали и русский.

- Почему переехали в Ледмозеро?

-Так получилось, что отец во время отпуска поехал в Ледмозеро проведать свою сестру и ему здесь очень понравилось. Приехал домой и на семейном совете решили сменить место жительства. Сначала, в 1979 году, уехал отец, устроился на работу на нижний склад,

получил квартиру в восьмиквартирном доме. А мы с мамой приехали на следующий год после окончания учебного года. Помню, что двоюродный брат провёл меня по улицам посёлка, познакомил с его достопримечательностями.

Летом познакомилась с несколькими девчонками, будущими одноклассницами и с сентября пошла в школу. С учёбой были определённые трудности, особенно с математикой. Мне надо было любое задание сначала перевести с русского на белорусский, понять его, решить и опять перевести на русский. Помогала мама, я сама старалась и постепенно всё наладилось.

Классные руководители у нас часто менялись, класс был, мягко говоря, непростой. Но когда в начале девятого класса к нам пришла Людмилу Виссарионовну Шаткову, всё стало меняться в лучшую сторону. Кроме классного руководства, она у нас вела физику. Между нами и Людмилой Виссарионовной разница в возрасте составляла восемь лет, она как – то сразу нашла к нам подход. Совместные походы, выпуск стенгазет, обсуждение интересных злободневных тем на классных часах и комсомольских собраниях – всё это сближало. Людмила Виссарионовна была молодым специалистом, и мы помогали в её домашних делах. Мальчики приносили из колодца воду, кололи дрова. Тогда это считалось обычным делом и даже приветствовалось, когда школьники помогают своему учителю. Наши родители ничего не имели против этого. Парни постепенно стали меняться в лучшую сторону.

- Почему выбрали профессию учителя начальных классов? Где и как учились?

- С малого возраста видела маму, проверяющую тетради. Когда я уже училась в школе, она давала мне их проверять, искать ошибки и аккуратно исправлять. Мне всё это очень нравилось, также любила играть в школу и быть учительницей. Здесь, в Ледмозере, мама в Доме пионеров вела кружки вязания и вышивки, а также уроки русского языка и литературы в школе. Я знаю, что у мамы была мечта, чтобы я стала учителем, но она не настаивала. Я сама приняла это решение. Училась в Карельском ордена «Знак Почёта» пединституте, по специальности педагогика и методика начального обучения. Училась я с удовольствием. Увлекала студенческая жизнь, педагогическая практика в пионерском лагере после первого курса, работа в стройотряде в Медвежьегорском районе после третьего курса.

В 1987 году по распределению вернулась в Ледмозеро, так с тех пор и проходит здесь моя жизнь.

- Как складывалась ваша педагогическая деятельность?

- Мне дали первый класс. Класс, надо сказать, своеобразный, сложный – в нём было собрано девять второгодников. Вела я их три года, сразу получила отличную закалку. На работу шла с энтузиазмом и надеждой, что всё будет хорошо.

Николай Иванович Колобов, директор школы, уделял большое внимание молодым специалистам. Учил, помогал, подсказывал, к нему всегда можно было обратиться за советом и помощью. Ощущала помощь от коллег, родителей. У меня было шесть выпусков.

- Светлана Геннадиевна, я знаю Вас как уравновешенного, никогда не повышающего на детей голоса учителя. И дети слушают вас. Чем вы берёте?

- Я всегда старалась в классе создать атмосферу взаимопонимания, уважения и успеха. Детям ведь хочется, чтобы все вокруг их любили. Я выслушиваю их, разрешаю детские проблемы, если это в моих силах. Терплю их капризы, если знаю, что дома у ребёнка не всё ладно с родителями. Нельзя быть равнодушным, невнимательным к судьбе ребёнка. Старалась таким детям больше уделять внимания, приласкать.

Если видела, что ребёнку трудно, он не усваивает материал на уроке, занималась дополнительно после уроков. И как радостно видеть счастливые глаза ребёнка, говорящие, что он понял, что можно двигаться дальше. Если же ребёнок способный, то смотрела, чтобы обязательно был рост, давала индивидуальные задания посложнее, осуществляла дифференцированное обучение.

В нынешних условиях в связи с новыми технологиями, детям можно дать много нового, интересного. Но здесь есть и другая сторона вопроса, где - то даже негативная. Как мне кажется, снижается ответственность детей, и они не так чувствуют, что учёба - это только их работа. Вот такой пример: ученик должен дома выполнить творческое задание в электронном виде, подобрав соответствующий материал, допускается помощь родителей. Но подчас получается так, ребёнок не дотронулся до работы, всё сделали взрослые – им так быстрее и проще. А учитель рассчитывал на то, что ребёнок примет непосредственное участие

- Расскажите о своей семье, детях.

- Замуж я вышла за одноклассника, у нас две взрослые дочери. У меня надёжный тыл, муж – моя опора, я за ним как за каменной стеной. Он заботливый, внимательный, семейный человек, умеет по хозяйству делать всё. У нас никогда не было разделения на мужскую и женскую работу. Дочери получили образование, работают по выбранной специальности, но живут не в Ледмозере. Старшая замужем, я уже бабушка. Семья всегда видела и понимала моё состояние - и муж, и дети оберегали, помогали, никогда не надо было ни просить, ни напоминать им об этом. Я счастливая жена, мама и бабушка.

- Светлана Геннадьевна, я знаю вас давно и вижу, что вы – сильная женщина. Откуда это?

- Думаю, что от мамы, Надежды Ивановны Садовской. Она была сильна духом. У мамы была нелёгкая судьба, но что бы ни случилось, по маме это не было видно. Она не показывала ученикам своё настроение, оставляя его за дверью класса. Зная все семейные обстоятельства, я удивлялась её умению не переносить плохое настроение на отношения с учениками, коллегами. С годами, когда сама стала учителем, я в полной мере оценила, каким терпением и тактом обладала моя мама. Я не помню, чтобы на меня она когда – нибудь повысила голос, она спокойно реагировала на все мои обиды или непонимание. Помню в Белоруссии, выучу стихотворение, тяну на уроке руку, а мама не спрашивает. Я обижалась, а мама потом уже дома объясняла: «Я хочу вызвать и послушать на уроке других детей, а тебя могу и дома спросить».

- Что вы думаете о будущем посёлка?

- Мы все с нетерпением ждём новую школу. И учителям, и школьникам легче будет работать и учиться в новых условиях. К сожалению, в апреле прекратили работу кружки Дома творчества – и это очень плохо. Ведь дети с удовольствием в них занимались, приобретали определённые навыки, развивались творчески. Закрывая такие

организации, о детях не думают. А что им теперь делать – слоняться по улицам или сидеть в Интернете?

Была бы другая экономическая политика и обстановка в посёлке, районе, да и вообще в стране, не уезжала бы молодёжь со своей малой родины в города, не мыкалась бы там по съёмным квартирам. Обидно и тревожно за молодёжь, будущее нашей страны.

Нам с мужем в своё время дали работу, квартиру – живи в своё удовольствие. Обустраивай свой быт, заводи и воспитывай детей. И жизнь в посёлке более радужная была, строили планы, была стабильность, уверенность в завтрашнем дне.

- Вы тоскуете по своей малой родине?

- Да, конечно. Хотя я привыкла к новому месту жительства, здесь моя семья, работа, друзья, коллеги, но в сердце всё равно ностальгия, тоска по малой родине. Пока были живы мои родители, мы старались как можно чаще навещать родственников. Теперь тоже постоянно ездим уже своей семьёй. Я всегда с любовью обхожу те места, где прошло моё детство и отрочество, всё вокруг такое родное и близкое.

1 сентября этого года педагогический стаж С. Г. МЫЧКО будет равен тридцати годам.

За такой большой срок она работала учителем начальных классов, воспитателем группы продлённого дня, сейчас совмещает работу учителя индивидуального обучения и социального педагога. Светлане Геннадьевне и коллеге из параллельного класса первым среди учителей начальной школы выпало осваивать и внедрять на практике методику федеральных государственных образовательных стандартов. Она обладает качествами, присущими учителю: любовь и уважение к личности ребёнка, доброта, целеустремлённость, настойчивость, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, активность, тактичность, старательность.

Светлана Геннадьевна, поздравляю вас с 30 – летием педагогической деятельности! Желаю крепкого здоровья, успехов в работе, семейного благополучия. Оставайтесь такой же скромной, доброй и обаятельной.

Тереза Черенко, Пос. Ледмозеро

Фото из семейного альбома С. Г. Мычко.

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0